Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способностей к какой-либо деятельности. По мнению В. Серебрякова, «Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться».
В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Как правило, одаренные дети успешны в нескольких видах деятельности.
Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. 
Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 - 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте,  однако темп развития у каждого ребенка свой.
Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых, это дает право говорить о «возрастной одаренности».
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и необычности ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.  Творческое мышление,  характерное  для одареного ребенка, обладает целым рядом характерных свойств: беглость (способностью в короткий временной период продуцировать множество идей), гибкость (способность применять различные подходы и стратегии), оригинальность (способностью генерировать уникальные идеи и решения), деятельность разработки (способность подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения  учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых детей с высоким уровнем развития способностей наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом случае может происходить разделение детей на популярных и не популярных. Первые могут пользоваться симпатией сверстников и достаточно свободно общаться, вторые — стараются держаться уединенно, попадая в категорию отверженных
Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности психофизического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образователь ных мероприятий в образовательном учреждении, в семье.
Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка-личности, о роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира.
В основу психологического сопровождения заложены следующие принципы:

  • добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;
  • активной жизненной и профессиональной позиции;
  • уважение индивидуальности;
  • свободы самовыражения;
  • коллективного принятия решений.

Цели психологического сопровождения:

  • создание системы целенаправленного выявления одаренных детей, максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального развития детей, для реализации их личностных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;
  • стимулирование творческой деятельности интеллектуально развитых детей;
  • способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;
  • психолго-педагогическое просвещения родителей;
  • разработка и поэтапное проведение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с интеллектуально одаренными детьми.

Для выявления детей с интеллектуальными способностями мне помогает ряд методик, таких, как:

  • Наблюдение;
  • Тест А. И. Савенкова «Выявление уровня интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Состоящий из 6 субтестов;
  • Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова;

Все диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Каждый тест требует большой самоотдачи, поэтому диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет — до 20 минут, для 6-7 лет — не более получаса).
В своей работе с детьми я использую  комплекс упражнений для развития интеллектуальной одаренности, который включает в себя  блоки  упражнений на развитие: внимания, мышления, восприятия, памяти. Игры проводятся в течении дня в игровой форме, выполняются одно или два задания из одного блока упражнений.  Главное условие проведения игр — взаимный интерес взрослого и ребенка, ненавязчивое руководство, соблюдение принципа ненасилия.
Если в системе развивать способности ребенка, то происходят позитивные изменения в его развитии. В силу разных условий воспитания, особенностей личностного развития каждый ребенок достигает своего результата, поднимаясь по своей лесенке развития все выше и выше. Осознание ребенком того, что он овладел определенным умением, решил поставленную задачу, окрыляет малыша и помогает ему достичь новых результатов.
Результатом нашей работы является не просто участие детей в интеллектуальных конкурсах как внутри детского сада, так и на городском уровне проводимых ежегодно на базе нашего дошкольного образовательного учреждения, но и победы наших воспитанников в проводимых мероприятиях.