Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Игрушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные задачи:
1. Формирование навыков количественного счета в пределах  десяти.
2. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?».
3.  Совершенствование навыков сравнения и  уравнивания множеств.
4. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
5. Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету.
6. Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (куб, цилиндр ) , навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
7. Формирование временных представлений (части суток)

Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:
Воспитание самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование:
Доска, объемные геометрические фигуры разных цветов, схема сооружения замка, карточки с цифрами, карточки с изображениями разного количества игрушек, четыре иллюстрации литературным произведениям, цветные карандаши, незаконченное изображение мишки (по количеству детей).

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование умения узнавать и различать объёмные геометрические фигуры (куб, цилиндр).

Педагог.  - Очевидно, кто-то пробрался к нам в группу и разбросал конструктор «Сказочный город».  Давайте наведем порядок в игрушках, потому что именно игрушкам посвящена наша сегодняшняя встреча.
(Показать цилиндр)

Педагог.          Цилиндром меня называют, друзья.
Похож на стаканчик с мороженым я.
Похож  на колонну в старинном соборе.
Похож на бревно и на столбик в заборе.  

Так как называется эта фигура? Вы запомнили?
Дети. Это цилиндр.
Педагог. - На что похож цилиндр?
Дети. - На стаканчик с мороженым, на колонну, на бревно и на столбик.                 
Педагог. - Давайте построим для наших игрушек вот такой сказочный замок из фигур ( показать схему). - Рассмотрите схему, старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.
(Дети все вместе конструируют замок. Педагог оказывает им необходимую помощь. По предложению педагога дети рассказывают, какой красивый замок  они построили, а потом дружно аплодируют себе.)
Педагог.  - Мне очень понравилось, как вы работали. А теперь ответьте на мои вопросы. - Где в вашей постройке стоит желтый куб?
Дети. - Жёлтый кубик стоит внизу посередине.
Педагог. - А где находится красный куб?
Дети. - Красный куб находится справа от желтого.
Педагог. - Где стоят синие цилиндры?
Дети. - Синие   цилиндры стоят в центре постройки.
Педагог. - Какая фигура выше всех?
Дети. - Зеленый треугольник    находится выше всех.
Оценка.
Педагог. - А сейчас мы поиграем в новую игру «Найди нужную цифру». Каждый из вас выберет себе карточку, сосчитает игрушки на ней и скажет, сколько у него игрушек.
Дети отвечают.
Педагог. - Отлично. А теперь подойдите к столу и найдите карточку с цифрой, которая соответствует количеству игрушек на вашей карточке.
(Дети  выполняют   задание.  Педагог  предоставляет  им  возможность проверить друг друга.).
Оценка.

Физминутка.    Мы, ребята, обезьянки
И живем мы в жарких странах
Любим мы жевать бананы
Бросать кокосы
Качать лианы.
Открывать  пошире  рот
И дразнить честной народ
Показать руками ушки
И пошлепать  по  макушке
На носочках прыгнуть вверх
Что-то крикнуть громче всех
А теперь остановились
И на место опустились.

Игра «Что? Где? Когда?»
Формирование временных представлений (части суток).
(Педагог помещает на доску четыре иллюстрации к сказкам).
Педагог.  Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Из какой сказки эти строки?
Дети. - Это строки из "Сказки о царе  Салтане…"  А.С.Пушкина.
Педагог. - О каком времени суток говорится в этом отрывке?
Дети. - В этом отрывке говорится о позднем вечере.
Педагог. - Покажите иллюстрацию к прочитанным  строчкам.
Педагог. - В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
- Из какой сказки эти строки?
Дети. - Это тоже строки из «Сказки о царе  Салтане….» А С . Пушкина.
Педагог . - О каком времени суток говорится в этих строчках?
Дети. - В них говорится о ночи.
Педагог. - Покажите иллюстрацию и к этим строчкам.

Педагог.  - Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.

- А это произведение вы узнали?
Дети. - Да, это «Дядя Степа» С.В.Михалкова.
Педагог. - О каком времени суток говорится в этих строчках?
Дети. - В них говорится о раннем утре.
Педагог. - Подберите иллюстрацию к этим строчкам.

Педагог.  - У нас осталась одна иллюстрация.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется….
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Педагог.  - Это строки из песенки «Улыбка».
О каком времени суток в них говорится?
Дети. - В них говорится про день.
Педагог.  - Расставьте иллюстрации по порядку, начиная с той, на которой изображено утро.
(Дети выполняют).
Педагог.  - Назовите части суток, начиная с утра.
Дети. - Утро, день, вечер, ночь.
Педагог.- Какое время суток бывает между утром и вечером?
Дети. - Между утром и вечером бывает день.
Педагог. - Какое время суток наступает после ночи?
Дети. - После ночи наступает утро.
Педагог.  - Какое время суток бывает перед ночью?
Дети. - Перед ночью бывает вечер.
Педагог.  - Я вами горжусь. Вы ответили на все мои вопросы.

Упражнение «Считаем и рассуждаем»
(повесить иллюстрации мишек и кукол на доске)

Педагог.  - Сколько мишек стоит в ряд? Сосчитайте.
Дети. - В ряду десять мишек.
Педагог.  - А сколько же кукол в ряду?
Дети. - Кукол тоже десять.
Педагог. - Что можно сказать о количестве мишек и кукол?
Дети. - Мишек и кукол поровну, одинаковое количество, по десять.
Педагог. - Верно. Вы очень хорошо считаете.
(Педагог убирает изображения пяти кукол)
Педагог. - Что теперь можно сказать о количестве кукол?
Дети. - Осталось пять кукол.
Педагог. - Сравните количество мишек и кукол.
Дети. - Мишек больше, чем  кукол. Кукол меньше, чем мишек.
Педагог.  - На сколько мишек больше, чем кукол? Сосчитайте.
Дети. - Мишек на пять больше, чем кукол.
Педагог. - На сколько кукол меньше, чем мишек?
Дети. - Кукол на пять меньше, чем мишек.
Педагог. - Верно.
(Педагог убирает оставшиеся изображения кукол.)
Педагог.  - Сколько кукол осталось?
Дети.  - Не осталось ни одной куклы.
Педагог.  - Точно. У нас не осталось ни одной куклы. Если нет предметов, которые нужно сосчитать, это обозначают цифрой «ноль».
(Педагог помещает карточку с цифрой «ноль» и убирает изображения мишек.)
Педагог.  - Сколько мишек на доске?
Дети.  - Не осталось ни одного мишки.
Педагог. -  Какой цифрой мы обозначим, что нет мишек?
Дети. - Мы обозначим отсутствие мишек цифрой «ноль».
(Педагог помещает на доске карточку с еще одной цифрой «ноль»)
Педагог. - Итак, сегодня мы познакомились с цифрой, которая показывает, что предметы, которые нужно сосчитать, отсутствуют. Это цифра «ноль».
Педагог.  - Вы все хорошо отвечали и правильно выполняли задания. А  сейчас мы превратимся  в игрушечных  медвежат. Покажите, как ходят медведи (под музыку)                       .
Подойдите к столам и посмотрите на рисунки. Что забыл нарисовать художник?                   
Дети.  - Нет второй половины головы и туловища.
Педагог.  - Поможем художнику, нарисуем остальные части тела.
(Дети рисуют и закрашивают, по своему желанию подбирают цвета)

Оценка работы детей.
(Педагог   предлагает  детям  рассказать о том ,  что нового  они  узнали, чем им было интересно  заниматься.   Затем   педагог  оценивает   деятельность  каждого  ребенка.)