Интерактивные формы обучения на уроках литературы

Разделы: Литература


Интерактивные формы обучения… Что это – хорошо забытое старое или нечто принципиально новое? В переводе с английского языка «интер» - взаимный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем—либо, с чем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.
Принципиальные линии интерактива: переживание опыта в диалоге, осмысление информации и самого себя.

Как распределить время на интерактивном уроке?
1. Мотивация (5 %). Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к данной теме.
2. Объяснение темы задач (5 %). Цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, какие учебные действия должны выполнить.
3. Получение необходимой информации (5 %). Цель: инструктаж учащихся для выполнения заданий.
4. Интерактивное задание (60 %). Цель: практическое усвоение материала.
5. Защита и обсуждение работ (25 %). Цель: обсуждение с целью закрепления материала.

Можно ли любой урок проводить в интерактивных формах? На наш взгляд, конечно же, можно проводить, используя интерактивные форму обучения. Только учитель должен постоянно изобретать новое, быть творцом. Такой метод обучения мы сделали своим учительским стилем.
В течение нескольких лет в интерактиве мы проводим уроки-исследования по литературе, используя групповую форму проведения урока.
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность учёного является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.
Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний.
На уроках-исследованиях по литературе мы организуем поисковую, познавательную деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Целевые установки урока-исследования по литературе: личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;  самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведением, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.
Для уроков-исследования определяются традиционные для мировой классической литературы темы:«Москва и Петербург в русской литературе 18 -19 веков», «Тема дома и семьи в литературе 19 - 20 веков», «Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей 19 века», «Лагерная тема в русской литературе 20 века», «Образ ровесника в русской литературе 20 века» «Литературные группировки 20 века».
Главная цель исследовательской работы – научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
Исследовательская работа на уроках литературы, как правило, - это групповая работа, которая предполагает коллективный поиск. Часто учащихся объединяют в группы по принципу «сильный– слабый». Иногда при таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой «участок работы» и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.
В группы учащиеся объединяются до урока, примерно по 4-5 человек в каждой. Группы создаются разноуровневые, объединение происходит по желанию учащихся. В зависимости от темы урока и его цели количество групп зависит от количества художественных произведений, предложенных для исследования учителем.

Структура урока-исследования
1. Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания (анализ и синтез собранных данных).
3. Исследовательская деятельность:
а) интеллектуальная деятельность;
б) творческая деятельность.
4. Защита творческих работ группами и оценивание деятельности учащихся.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.
Рассмотрим некоторые этапы урока, построенного в интерактиве.

Реализация домашнего задания.
Домашнее задание учащиеся получают заранее, примерно за 3-4 урока до урока-исследования. Каждая группа выбирает задание по желанию, ищет необходимый материал в разных источниках. Затем материал, самостоятельно собранный членамигруппы, корректируется, дополняется, улучшается. Группа определяет форму защиты домашнего задания: выступает вся группа или один из её членов, лидер. Каждой группе предоставляется время представления автора произведения, судьбы героя, могут быть представлены законы, по которым живут герои, карта местности или путешествия героев или автора, выступление «историка». Этап реализации домашнего задания длится, в зависимости от темы урока и класса, 20-35 минут. На данном этапе происходит процесс социализации, то есть представление итогов самостоятельной работы группы в  целом. Это даёт возможность самим членам группы оценить все достоинства своей работы, что-то изменить в ней, исправить.
На этом этапе идёт развитие речи учащихся, так как они говорят языком художественного произведения, используя авторский текст.
Цель: повторить и дополнить изученный материал дополнительными сведениями, формировать умение осознанно, вдумчиво читать художественный текст.
Примечание: оценивание работы группы происходит поэтапно, по мере выполнения задания.
Учителем составляется таблица, где фиксируются отметки за каждый этап работы. Затем всё это суммируется и выводится средняя отметка, которая выставляется в журнал всей группе.

Исследовательская деятельность
Исследовательская работа проводится на уроке, учащиеся не знают, какие задания им предложат выполнить. Чаще всего детям приходится перечитывать заново уже изученный материал, обращаться к материалам домашнего задания, то есть думать, анализировать, искать, исследовать (готового ответа нет, его нельзя списать, подсмотреть, потому что он разрабатывается учителем). Учитель не навязывает пути решения поставленной задачи, а управляет процессом обучения, направляет деятельность обучающихся, помогает им. На этом этапе учащимся предлагается, например, найти запахи, звуки, краски, используемые автором в тексте, или нарисовать карту местности с использованием топонимов или карту путешествия писателя, составить хронологическую таблицу, или нарисовать (изобразить) герб города, семьи, символ государства, страны, нарисовать плакат, эмблему, составить коллаж, кричалку, придуматьназвание команды, составленной из литературных героев и тому подобное.
Цель: формировать умение анализировать художественное произведение, сравнивать, сопоставлять, творить. Как вы видите, анализ идет через творчество, через цвет и ассоциации.
Творческая работа может быть разнообразной (вариативной): сочинение - миниатюра, письменный ответ на вопрос, запись интервью с героем произведения, заметка в газету, написание законов семьи, государства, создание гимна и т. д. Иногда группе предлагается несколько заданий, поэтому каждый участник группы выполняет свою часть, так как на эту работу отводится 20 минут.
Затем происходит защита творческих работ и подведение итогов. Во время защиты одной группы остальные учащиеся составляют конспект, план или записывают тезисы выступления одноклассников.
Работы учащихся иногда несовершенны, не завершены, наивны. Но это результат поиска, работы мыслей, труда, то есть результат вдумчивого чтения, анализа текста.
Так как исследовательские работы предполагают работу в группах, то кроме предметных задач, во время работы решаются еще и личностные: учащиеся учатся работать в коллективе, нести ответственность за свою часть задания, могут попробовать себя в роли лидера, проверить себя в соперничестве с членами других групп. Все это стимулирует мотивацию, так как оценивается работа всей группы.
Остается только добавить, что за внешней простотой проведения подобных уроков скрывается серьезная подготовка учителя, а это тоже, своего рода, саморазвитие, самообучение, постоянный поиск...

Конспекты уроков-исследований

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ (11 класс)
 ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ A.M. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Целевые установки на достижение результата:
личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
метапредметные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем; определять цели и функции участников группы; совместно принимать решения в проблемной ситуации; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по выполнению заданий; структурировать тексты; научиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
предметные: знать содержание произведения, уметь извлекать необходимую информацию из текста.
1. Организация класса, объявление цели урока.
2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний при выполнении заданий в группах.
A. Что такое романтизм? (Романтизм – это тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально - конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленный к далекому идеалу и потому находящийся в резком конфликте с обществом, с людьми).
Б. Назовите романтические черты прочитанных рассказов А.М.Горького?
B. Дайте определение словам: композиция, конфликт, эпилог, увертюра, легенда? (Легенда - рассказ о поступке какого-либо человека, в основе которого чудо, фантастический образ или представление, которое воспринимается рассказчиком как достоверное).
3. Выполнение заданий в группах по произведению А.М.Горького «Старуха Изергиль» (задания на листах) и оформление проекта.
4. Защита работы
5.Подведениеитоговработызаурок.
6.Определениедомашнегозадания:прочитатьпьесуА.М. Горького «На дне», знать особенности драматического произведения.

Приложение:

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО РАССКАЗУ М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
Задания группам
Задание №1. Композиция.
Найдите в каждой легенде общее введение и эпилог. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах?
Задание №2. Легенда о Ларре.
Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами?
Почем соль сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему
старейшинами? Изобразите Ларру.
Задание №3. История Изергиль.
Назовите наиболее важные эпизоды из жизни Изергиль. Какую важную жизненную философию они раскрывают?
Задание №4. Что сближает историю жизни Изергиль и легенды о Ларре и Данко? Вписывается ли история жизни Изергиль в мир легенд?
Задание №5. В чем состоит подвиг Данко? Изобразите героя.
Задание №6. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен? Как каждый из них распоряжается свободой?
План
1. Оба красивы (докажите текстом).
2. Оба горды, сильны (докажите текстом).
3. Цель жизни, отношение к свободе.
4. Одинаковая ситуация (конфликт: Ларра и племя; Данко и племя).
5. Нравственная оценка героев проекта группами (оценка за выполнение заданий ставится в путевые листы).

ТЕЗИСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Задание №1 – Жанровая форма «рассказ-легенда». Обрамление (увертюра) незаметный переход от реальности к сказке – от сказки к реальности. Увертюрами создается особая романтическая атмосфера – атмосфера ожидания чудесного, выходящего за пределы обыденного здравого смысла. Устойчивые образы (пейзаж)– море, степь, луна, ветер, тучи, звёзды.
Задание №2 – Человек отделил себя от других людей, который замкнулся только на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования - чуждый и ненужный другим, он становится не нужен и себе самому. Бестелесная тень - финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой.
Задание №4 – По Горькому, нравственное кредо Изергиль: брать от жизни полной мерой и отдавать полной мерой, это и есть та норма, которой может и должен следовать человек, если хочет прожить достойную и наполненную смыслом жизнь.
Задание № 5– Цели: Ларра – стоять над людьми; Данко – быть вместе с людьми.
Одинаковая ситуация: ситуация конфликта с племенем и людского суда. Ларра выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми.
Данко взваливает на себя ответственность за жизнь других людей и ценой своей гибели делает их свободными.
Нравственная оценка героев (контрастное эстетическое освещение): Ларра, не способный умереть, превращается в тень, сердце погибшего Данко вспыхивает искрами огня.

МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ И А.АХМАТОВОЙ
( 9 класс)
Цель: опираясь на биографические данные и на творчество поэтесс, определить роль Москвы и Петербурга в их жизни, уметь обобщить, систематизировать информацию, формировать навык коммуникативных способностей, умение вести диалог, развивать творческий подход к изучаемому материалу, воспитание вдумчивого, талантливого читателя.
1. Организация класса, объявление цели урока.
2. Проверка домашнего задания. Защита задания по группам.
Москва и Петербург... М.Цветаева и А.Ахматова по-особому любили эти города, города, с которыми были связаны  самые счастливые и печальные моменты жизни поэтесс. Какова роль этих городов в жизни и творчестве поэтесс?
Группа №1. – Роль Москвы в жизни М. Цветаевой.
Группа №2.– Чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой о Москве.
Группа №3. – Роль Петербурга в жизни А.Ахматовой.
Группа№4. – Чтение наизусть стихотворений А.Ахматовой о Петербурге.
Группа №5. – Музеи А.Ахматовой и М.Цветаевой (презентации, разработанные учащимися).
Учебная деятельность учащихся: составление тезисов к выступлениям учащихся или конспектирование (по выбору учащихся).
Примечание: каждый ученик дома подбирает стихотворение А.Ахматовой или М.Цветаевой с описанием Москвы или Петербурга.
3. Творческая и интеллектуальная деятельность учащихся в группах.
КОЛЛАЖ (франц.) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.
Задание учащимся в группах: ГОРОД ГЛАЗАМИ ПОЭТЕССЫ
Отметка «5» - составить (нарисовать) коллаж к стихотворению поэтессы о Москве или Петербурге;
Отметка «4» -  нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Ахматовой или М. Цветаевой.
Работу выполняет каждый ученик группы.
4. Вернисаж (выставка выполненных работ).
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.

Тема урока-исследования «Лагерная тема в русской литературе XX века».
(11 класс)
Цель: узнать о литературном подвиге писателей, историю данной темы, особенности ее художественных решений; формировать умение анализировать художественное произведение, сопоставлять образы героев, давать им оценку, определять авторскую позицию; продолжить развитие речевой культуры учащихся, творческих навыков; поддерживать интерес к изучению русской литературы, истории.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя.
Книги, которые вы прочли, занимают особое место в истории литературы. Критики называют эту литературу «задержанная», «реабилитированная», «лагерная проза». Сегодня мы будем говорить не только о литературе, но и об истории нашей страны. Сейчас литература о лагере огромна, можно было бы назвать десятки книг разных жанров, много имен. Мы остановимся на трех: А.Солженицын, В. Шаламов, С. Снегов.
3. Проверка домашнего задания.
Работа по группам:
1) В. Шаламов «Колымские рассказы»;
2) С. Снегов «Норильские рассказы»;
3) А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»;
4) А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».
Задания:
– биография автора, судьба героя его произведения;
– законы общества, по которым живет герой (герои) произведения;
– карта местности или путешествия героев, автора.
4. Работа по теме урока.
1) составление хронологической таблицы.

Фамилия,
имя,
отчество
автора

Год
рождения

Год ареста и
освобождения

За что
был
арестован

Место
отбывания
наказания

Судьба
произведения:
год написания
и публикации

 

 

 

 

 

 

2) творческая работа по группам:
– запись интервью с героем произведения;
– нарисовать символ тоталитарного государства;
– нарисовать плакат, изображающий тоталитарное государство, увиденное читателями XXIвека;
– заметка в газету «Не могу молчать».
5. Итоги урока.
6.Определение домашнего задания: найти и прочитать художественные произведения по теме «Образ ровесника в русской литературе XX - XXI в.»

ТЕМА ДОМА И СЕМЬИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 20 ВЕКОВ. 7 КЛАСС.
Цель: знать содержание художественных произведений, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи в прочитанных произведениях, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка; продолжить развитие связной речи учащихся, формировать навык коммуникативных и творческих способностей; поддерживать интерес к изучению , художественной литературы.
ХОД РАБОТЫ.
1.Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания по группам (анализ и синтез собранных данных). Защита домашнего задания группами.
A. Группа №1. Отношения между взрослыми и детьми в повести Л.Н. Толстого «Детство» Любовь, понимание, уважение, герой осознает свою неправоту в отношении Натальи Савишны.
Б. Группа №2. Отношения между взрослыми и детьми в рассказе И. А. Бунина «Цифры» Любовь, нежность, желание исправить ситуацию конфликта, осознание неправоты.
B. Группа №3. Отношения между взрослыми и детьми в повести М.Горького «Детство» Жестокость, наказания, унижение, сумасбродство, ложь, вредительство.
3. Исследовательская работа.
А) Задание №1. Нарисуйте символ семьи, придумайте девиз, под которым могут жить члены этой семьи, создайте формулу счастья.
Б) Творческая работа.
Группа №1. Письмо Наталье Савишне с извинением от лица героя.
Группа №2. Дневниковая запись о прошедшем дне от лица героя.
Группа №3. Законы семьи.
4. Защита творческих работ.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.