Сюжетно-ролевые игры с элементами сибирского фольклора

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формировать начала культуры поведения в быту как проявление уважения к другим людям, к правилам, принятым в сообществе; основу для самоидентификации с ним; культуру поведения в обществе.

Игра – один из видов человеческой деятельности. Это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В основе отбора содержания сюжетно-ролевых игр лежат основные принципы:

1. Культурологический – единство ценностей, которые составляют психологическое ядро ощущения собственной принадлежности к какому-то народу, государству. Лев Семенович Выготский подчеркивал, что “в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления”.

2. Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество выражают полученные на занятиях, беседах впечатления. Воспитатель предлагает выбор конкретных материалов, составление композиции, последующий рассказ о ней – предмет индивидуального творчества каждого ребенка. Этот подход реализован также в работе по подготовке к постановке сказок и литературных композиций, сюжетно-ролевых игр.

3. Развивающий характер образования реализуется как постоянная воспитательная направленность занятий и бесед.

4. Принцип единства аффективных (эмоциональных) и интеллектуальных процессов нашел отражение в отборе предлагаемого детям материала. Познавательный материал должен вызвать эмоциональный отклик. Наглядный, иллюстрированный материал должен быть высоко эстетичным. Использование фрагментов кинофильмов, художественных репродукций, качественных слайдов повышает заинтересованность детей в играх. Данный принцип методически реализован также в построении работы от познавательного процесса к продуктивному творческому, а затем к игровому, театральному.

5. Построение регионального компонента необходимо осуществлять, опираясь на следующие положения:
– приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры;
– вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей;
– современный уровень образования.

На мой взгляд, в жизни современных детей народная культура, прежде всего, образует эстетический и эмоциональный фон. Веселые, жизнерадостные, ритмичные народные потешки, пестушки, прибаутки; игры; поговорки; яркие красочные предметы народного декоративно-прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Они особенно эффективны для восстановления психоэмоционального равновесия ребенка в младшем дошкольном возрасте, когда сила образного “запечатления” особенно велика. Именно поэтому включение народного художественного искусства в повседневную жизнь, быт детей в сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры в этот период особенно желательно. Эта культура образует чувственный “фундамент” патриотического чувства.

В дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою “малую родину” – место, где они родились и растут. Поэтому предпочтительно познакомить детей в первую очередь с теми культурными традициями, которые бытуют в местности, где они живут.

Для детей старшего возраста народная культура, традиции выступают уже как объект познания. В этом случае мы рассказываем детям о том, как отмечали тот или иной праздник, во что верили и как жили их предки.

Сюжетно-ролевую игру нужно строить так, чтобы ребенок имел возможность воспринимать эту информацию как сказку или игру, не отождествляя ее полностью с реальностью. Для дошкольника естественно воспринимать произведения искусства целостно. Они не должны подвергаться расчленяющему анализу. Наша задача – пробуждать и развивать в детях способность эмоционально откликаться на произведения искусства, чувствовать то отношение или настроение, которое стремился передать его автор – будь то музыкальное произведение, картина или танец. Приобщение детей к традиционным ценностям отечественной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей в духе тех или иных ценностей.

Работа с семенными ценностями требует от педагога деликатности, знания реальной семейной ситуации каждого ребенка. В этом возрасте ребенок должен усвоить простые нравственные императивы, которые человечество пронесло через тысячелетия: старших нужно уважать и слушаться; братья и сестры ответственны друг за друга; в семье важен мир и лад.

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослый ведет ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра – для ребенка это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор. Каждую потешку, прибаутку, поговорку и пр. мы с ребенком обязательно обыгрываем вместе.

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.

  1. Прежде всего – это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
  2. То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
  3. Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, поговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создание простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т.д. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Знакомство с разнообразными жанрами малой Родны, с традициями, обрядами отцов, дедов, прадедов – важное средство воспитание, основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников. Ведущим жанром фольклора малой Родина являются сибирские сказки, легенды, связанные с жизнью народов Прибайкалья. Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь.

Фольклор развивает речь детей благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается быстро и надолго. Сибирские легенды раскрыли ребенку часто мир родной природы с приключениями в ней героев и воспитывали милосердие, духовность, доброту, честность, смелость. Сибирская сказка покоряет слушателей богатством вымысла, удивительным переплетением фантастического и реального, а это особенно нравится детям. Здесь нет дидактических нравоучений, а лишь намек на то, как лучше поступать в той или иной ситуации. Сказки, созданные народам Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями обычаями народов Прибайкалья.

Задачи.

  1. Познакомить детей с сибирской природой, трудом сибиряков, традициями и обычаями жителей коренных национальностей сибирского региона (бурят, тофов).
  2. Привить интерес и эмоционально-положительное отношение к сибирскому фольклору.
  3. Развивать у детей дошкольного возраста художественное восприятие: осмысление художественного образа, средств его выразительности.
  4. Развивать эстетические чувства, эстетические суждения и оценки.
  5. Способствовать переносу накопленного художественного опыта в разные виды художественной деятельности.
  6. Развивать основы патриотических чувств (любовь к родному краю).

Поставленные задачи реализуются поэтапно.

Подготовительный этап предполагает работу с педагогами и родителями.

Здесь возможно решение следующих задач:

  1. Познакомить педагогов и родителей с особенностями поэтического и музыкального фольклора народов Сибири и вызвать интерес к нему.
  2. Создать пространственно-предметную, этническую среду (уголка или комнаты по подобию “сибирской избы”, “горницы”, где сосредоточена старинная сибирская утварь).

Первый этап – отбор фольклорного материала и методика работы с ним.

Задачи:

  1. Отобрать доступный познавательным возможностям детей сибирский фольклор разных жанров (сказки, легенды, песни, танцы).
  2. Развивать методику освоения детьми отобранного фольклора, способствующего нравственно-эстетическому развитию детей.
  3. Накопление детьми знаний о сибирском фольклоре, приобретение умений навыков для его выразительного исполнения.

Второй этап – использование умений, навыков детей в самостоятельной художественной деятельности.

Задачи:

  1. Разработать формы и методику руководства самостоятельной художественной самодеятельностью, стимулирующей субъективной позиции ребенка (зрителя, артиста, режиссера, танцора) и художественно-творческие способности.
  2. Развивать нравственные качества личности дошкольника: самостоятельность, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость.

Характерные особенности фольклора.

  1. Бифункциональность (единство практической духовной сущности).
  2. Полиэлементарность (каждое фольклорное произведение включает в себя некоторое, а порой и все духовно-образные элементы – словесный, музыкально-танцевальный, мимический и др.).
  3. Коллективность (подлинный автор и владелец этих произведений – народ).
  4. Бесписьменность (устное творчество, которое живет в памяти людей и передается в живом исполнении “из уст в уста).
  5. Вариативность (сочетание во время исполнения), поскольку фольклорный текст оказывается “незаконченным” открытием для каждого последующего исполнителя.

В процессе варьирования присутствует мощный фактор – традиция, которая устно передается из поколения в поколение, она в значительной степени способствует созданию новых фольклорных произведений, развитию импровизационного начала в процессе исполнительства.

Литература.

  1. Бутакова Н.В., Сибирский фольклор в работе с дошкольниками. Москва, Просвещение, 2011 год.
  2. Бударина Д.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-пресс, Москва, 2006 год.
  3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010 год.
  4. Соловьева Е., Царенко Л. Наследие: и быль и сказка. Москва, Обруч, 2011 год.