Обобщающий урок-повторение по физике

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели урока:

  • Повторение изученного материала.
  • Подготовка к контрольной работе.
  • Развитие пространственного мышления учащихся.
  • Овладение умениями применять полученные знания для решения задач по данной теме.
  • Расширение знания учащихся по физике.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по физике и расширить свои знания в этой области.

Методические требования к уроку

Компетенции:

  • излучение звезд;
  • работать с формулами, выражать отдельные единицы;
  • узнавать изображение по рисунку, определять ход лучей через линзы;
  • объяснять явления дисперсии, интерференции, дифракции, законов отражения, преломления, полного отражения;
  • объяснять жизненные примеры этих законов;
  • приводить свои примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира.

Ход урока

Группа делится на две части, внутри которых выбирается командир, который будет выбирать отвечающего, либо выбирать правильный ответ. На каждую группу дается по 14 вопросов, которые делятся на четыре группы:

1 группа – 5 вопросов;
2 группа – 2 вопросов с формулированными ответами;
3 группа – 1 вопрос (об ученых);
4 группа - 6 вопросов, на знания вопросов и построения изображений в линзах.

Каждая группа набирает правильные ответы, при подсчете которых ставится оценка каждому учащемуся из этой группы

Таким образом, мы выполним несколько целей:

Воспитательные:

  • формирование у учащихся гуманного отношения к себе и к другим людям;
  • чувства долга, озабоченности неудачами других;
  • умения сопереживать;
  • стремления к взаимопомощи, сотрудничеству;
  • формирование у учащихся умения совместной работе в группе;
  • умение внимательно слушать учителя и друг друга;
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению физики.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие речи;
  • коммуникативных способностей;
  • развитие умения логически излагать свои мысли.

Образовательные:

  • Повторение изученного материала;
  • Подготовка к контрольной работе;
  • Развитие пространственного мышления учащихся;
  • Овладение умениями применять полученные знания для решения задач по данной теме;
  • Расширение знания учащихся по физике;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по физике и расширить свои знания в этой области.

Разминка

1. Назовите главную точку линзы, лежащей в ее центре (главный оптический центр) 1. Главная точка линзы, находящаяся на одинаковом расстоянии от линзы по разные стороны от нее (фокус)
2. Отражение от гладкой поверхности называется…. (зеркальным) 2. Отражение от шероховатой поверхности называется…. (диффузным)
3. При переходе луча из одной среды в другую наблюдается свойство (преломление) 3. При переходе света через стеклянную призму свет разлагается на 7 цветов, это свойство…. (дисперсия)
4. Если на лужах видна цветная картина, то это свойство называется (интерференция) 4. Крылья стрекозы переливаются цветами радуги. Как называется это свойство (интерференция)
5. Вода выливается из колонки под большим напором, и имеет белый цвет. Назовите свойство света, объясняющая этот цвет (полное отражение) 5. Стекло прозрачно, но если его растолочь в порошок, то он приобретает серебристый цвет. Назовите свойство. (полное отражение)

Интересные вопросы

6. Чем объяснить красный цвет рубашки(Все цвета падающие на рубашку и все поглощаются, кроме красного, он отражается, что и видит человек ) 6. Чем объяснить голубой цвет неба (При переходе света из вакуума в воздух атмосферы Земли, происходит преломление света под углом, соответствующий голубому цвету)
7. Какой предмет спрятан за ширмой, если известен ход луча (зеркало)

7. Какой предмет спрятан за ширмой, если известен ход луча (призма)

“Загадочные” ученые

8. Он говорил “что свет – это поток частиц идущих от источника во все стороны”(Ньютон)
  • Он говорил “что свет – это волны, распространяющиеся в особой среде эфире”(Гюйгенс)

Ты мне, я тебе

9. Построить изображение в линзе

9. Построить изображение в линзе

10. Фокус линзы F=25 см. Чему равна оптическая сила линзы (D=1/F=1/0. 25 =4Дптр) 10. Фокус линзы F= -50см. Чему равна оптическая сила линзы (D=1/F= -1/0. 5 = -2Дптр)
11. В каком случае угол падения равен углу преломления (когда луч падает перпендикулярно к поверхности) 11. В каком случае угол падения равен углу отражения (всегда. Это закон отражения)
12. Когда угол падения больше угла преломления (когда луч переходит из менее плотной оптической среды в более плотную) 12. Когда угол падения меньше угла преломления (когда луч переходит из более плотной оптической среды в менее плотную)
13. Будет ли наблюдаться полное отражение при переходе луча из воздуха в воду (нет) 13. Будет ли наблюдаться полное отражение при переходе луча из воды в воздух (да)
14. Всегда ли изображение в собирающей линзе – увеличенное (нет) 14. Всегда ли изображение в рассеивающей линзе – мнимое (да)

Подведение итогов (выставление оценок за занятие, обозначение проблемных вопросов, назначение консультаций, индивидуальная работа)