Институт природы

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи.

  • Образовательные: расширять знания детей о воздухе (невидим, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы, запаха);
  • развивающие: развивать способность сравнивать похожие (твердые вещества) на ощупь, по внешнему виду; развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло); развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • воспитательные: формировать у детей познавательный интерес к природе, стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, воспитывать товарищеские взаимоотношения.

Оборудование: воздушный шарик, полиэтиленовые мешочки, тазики с горячей водой (не более 60 градусов) и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, пластмассовые стаканчики, ложка, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), карточки-схемы, твердые предметы: металлические, пластмассовые, деревянный брусок, 2 штатива, 2 воронки, глина, песок.

Ход образовательной деятельности

Раздается стук в дверь. Входит почтальон.

– Здравствуйте, ребята, вам заказное письмо.

Воспитатель: Благодарим, вас за доставку письма. (Берет письмо, вскрывает.) Ребята, к нам пришло письмо от Знайки. Хотите узнать, что он нам написал?

– Дорогие, ребята! К Вам обращается Знайка. Помогите мне исследовать: воздух, воду, твердые тела. Результаты своих исследований запишите в таблицу и оставьте в научно-исследовательском центре. Заранее Вам благодарен. Ваш друг Знайка. До свидания.

– Ребята, окажем помощь Знайке?

Дети: Конечно же, поможем.

Воспитатель предлагает всем детям пройти в “Институт природы”. (Дети спускаются в музыкальный зал.)

– Дорогие ребята, сегодня вы не просто дошколята, вы сегодня – научные сотрудники “Института природы”, вот ваши документы.

(Воспитатель вручает “документ” каждому ребенку – прикрепляет беджик с именем и фамилией ребенка.)

– А что же нам предстоит исследовать мы узнаем если вскроем посылку от Знайки.

Воспитатель достает из почтового ящика 3 стакана: в одном налита – вода, в другом – деревянный брусок, а третий стакан пустой.

После рассматривания содержимого посылки дети делают вывод: в стаканах находится жидкость, твердое тело и воздух.

– Правильно, ребята. Сегодня нам предстоит исследовать жидкость, твердое тело, воздух.

Перед началом нашего исследования необходимо вспомнить правила безопасного поведения при экспериментировании.

Дети называют эти правила:

Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Убери и на место положи.
С горячей водой будь осторожен.

Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, приглашаю вас в первую научную лабораторию – “Лабораторию воздуха”.

Предлагает посмотреть на стакан, который стоит на столе. Переворачивает его вверх дном, наклоняет горизонтально, чтобы все убедились в том, что стакан пуст.

– Скажите, пожалуйста, что вы видите в стакане?

Дети: Стакан пуст. В нем ничего нет.

Далее воспитатель достает полиэтиленовый мешочек, спрашивает: Что вы видите в этом мешочке?

Дети: Ничего в мешочке нет. Он пустой.

Тогда воспитатель, поймав мешочком, воздух быстро перехватывает руками края наполнившегося мешочка и опять спрашивает: А что теперь есть в мешочке?

Дети: В мешочке есть воздух.

– Предлагаю и вам проделать этот эксперимент.

Дети ловят воздух, обращают внимание на то, что в мешочках действительно есть воздух.

– А теперь, выпустите воздух из мешочка.
– Где же теперь воздух?

Дети: Возле меня. Везде.

Дети приходят к выводу, что воздух есть везде.

– Молодцы, вывод сделали правильно. Давайте запишем результаты своих исследований в таблицу.
– Уважаемые научные сотрудники, посмотрите на различные транспортные средства.
– Назовите, пожалуйста, какое транспортное средство передвигается с помощью воздуха?

Дети: С помощью воздуха перемещается воздушный шар, дирижабль.

– Скажите, пожалуйста, а зачем под шаром расположена горелка? (Дети высказывают свои предположения.)
– Хотите узнать, что происходит с воздухом, когда его нагревают?

Воспитатель демонстрирует опыт с воздушным шариком и пластмассовой бутылкой. Надевает воздушный шарик на горлышко бутылки, держит ее в горячей воде в течение 1 минуты.

– Что же мы видим?

Дети: Шарик надувается.

– Правильно, шарик надувается потому, что воздух в бутылке нагревается и расширяется и заполняет шарик, а он соответственно надувается.

Далее воспитатель помещает бутылку с шариком в холодную воду.

– Что же происходит с шариком?

Дети: Шарик сдувается.

– Как вы думаете, почему это происходит? (Дети высказывают свое мнение.)
– Вы совершенно правы. Воздух при охлаждении сжимается и поэтому он выходит из шарика, то есть шарик сдувается.
– А теперь, попробуйте ответить на мой вопрос: для чего нарисовали горелку под воздушным шаром. (Ответы детей.)
– Давайте сделаем выводы.

Дети: Воздух есть везде. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

– Скажите, пожалуйста, а чем полезен воздух?

Дети: Воздух необходим человеку и животным.

Без воздуха они погибнут.

Чистый воздух, обогащенный кислородом, полезен для здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно больше времени находиться на свежем воздухе. Необходимо заниматься зарядкой на улице.

– Вы все правильно ответили. Люди должны беречь окружающую их природу, не загрязнять атмосферу, очищать воздух для своего же блага. Давайте выполним просьбу Знайки и результаты нашего исследования занесем в таблицу.

Воспитатель предлагает детям пройти в следующую научную лабораторию с помощью воздушного шара.

– Отправляемся в полет.
– Посмотрите вниз. Так выглядит наша земля из космоса. (Показывает на глобус.)
– Кто мне скажет, что на глобусе изображено, синим цветом?

Дети: На глобусе синим цветом изображена вода: озера, реки, моря, океаны.

– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.

– Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,
Не наесться, на напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!

Воспитатель: И правда, ребята, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Приземляемся!

– Мы приземлились в “Лабораторию жидкостей”.
– Назовите, мне какие жидкости вы знаете.

Дети: Вода, молоко, сок, растительное масло, варенье.

– Правильно. Сегодня в нашей лаборатории мы будем с вами исследовать воду.

Внимательно посмотрите на карточки-задания и сделайте выводы. Какие?

  1. Имеет ли вода запах?
  2. Вода прозрачная или нет?
  3. Какой формы вода? Растекается ли она?
  4. Растворяет ли вода другие вещества?
  5. Может вода попасть внутрь камней?

Дети берут карточку с заданием и проходят к столам, на которых имеется все необходимое для опытов. После выполнения задания, делают выводы и рассказывают об этом свои товарищам.

Опыт 1. Дети берут стакан с чистой водой. Нюхают. Делают вывод: вода не пахнет, значит, не имеет запаха.

Опыт 2. Дети ставят стакан с водой на картинку. Картинку видно. Ставят стакан с молоком и приходят к выводу, что через молоко картинку не видно. Значит вода прозрачная.

Опыт 3. Дети помещают в стакан с водой ложку сахара, размешивают. Делают вывод: вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 4. Дети разливают воду по различным сосудам: в колбу, бутылку, банку.

Делают вывод: вода принимает форму того сосуда, в которую ее налили.

Опыт 5. Дети опускают камешки в воду. И делают вывод о том, что если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камни, а не проникает внутрь их.

– Давайте запишем все свои выводы в таблицу для Знайки.

Ребята, а теперь посмотрите еще один опыт: наливаем в тарелочку немного воды и подогреваем ее на пламени спиртовки. Что вы заметили? Куда делась вода? Что с ней произошло? Какое еще одно свойство мы с вами обнаружили?

Дети: Мы увидели, что при нагревании жидкость превращается в пар, который улетучивается.

– Скажите, пожалуйста, какая польза от воды?

Дети: Вода используется для питья, мытья, для орошения полей, садов, огородов.

– Совершенно верно. Трудно найти место на земле, где бы не было воды. Вода есть везде. И не только в океанах, морях, в реках, озерах. Вода содержится в земле, в любом камне, в живых организмах, в каждом растении, в каждом животном. Вода составляет более половины веса организма человека.
– Результаты нашего исследования необходимо записать в таблицу, чтобы Знайке все было понятно.
– Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Ручеек”, которая поможет нам переместиться в следующую “Лабораторию твердых тел”.
– Посмотрите, я нашла природный ларец. Предлагаю поиграть в игру “Природные чудеса”. Определите на ощупь, какой предмет вам достался, не доставая его из ларца, расскажите и о его свойствах, и о том, где этот предмет используют в жизни.

  1. Деревянный брусок – легкий. Не тонет, на ощупь теплый, из него изготавливают мебель, игрушки, посуду.
  2. Металлический предмет – тяжелый, тонет в воде, холодный на ощупь, используют в машиностроении, изготовлении предметов.
  3. Стекло – прозрачное, бывает цветным, тонет в воде, тяжелое, изготавливают посуду, применяют в строительстве, хрупкое, бьется.
  4. Пластмасс – легкий, гибкий, не тонет, из него изготавливают игрушки, предметы первой необходимости.

Молодцы, уважаемые научные сотрудники! Все наши результаты запишем в таблицу.

Теперь предлагаю вашему вниманию следующий научный опыт: с песком и глиной. Необходимо установить: пропускают ли воду эти твердые вещества.

Совместно с воспитателем дети приходят к выводу: песок воду пропускает, а глина не пропускает. Песок применяют в строительстве домов, дорог, его добавляют в цемент, полученным раствором скрепляют кирпичи, камни при постройках.

– Итак, уважаемые, научные сотрудники! Чем же отличаются друг от друга жидкие, твердые и газообразные вещества? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поиграть в игру “Три вещества”. Я буду называть тело, а вы его изобразите.

“Твердое вещество” – дети стоят плотно к друг другу, крепко держась за руки, показывая, что их очень трудно разъединить, разломать, разбить. Частички, из которых состоит твердое тело, находятся очень близко друг к другу.

“Жидкое вещество” – дети держаться за руки, но находятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга, тем самым показывая, что жидкое тело можно перелить, частички находятся друг от друга дальше, чем в твердом веществе.

“Газ” – дети не держатся за руки, а свободно располагаются в любом месте комнаты, тем самым показывая, что газообразные вещества не имеют формы, занимают любой объем.

Воспитатель благодарит ребят за оказанную помощь Знайке.

– Нам пора возвращаться в группу. Хочу сообщить вам приятную новость. Знайка приготовил в группе для вас сюрприз. Вы хотите узнать, что это такое?

Дети: Мы очень хотим узнать, что это за сюрприз!

– Давайте вернемся в группу с помощью “ручейка”. Считаем: раз, два, три – ручеек плыви. (Дети берутся за руки и двигаются за воспитателем в групповую комнату, где их “ожидают” воздушные шарики от Знайки.)