Моделирование сюжетных композиций с детьми среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Художественное конструирование в средней группе предполагает продолжение работы начатой в младшем возрасте. Самым важным в этом возрасте является развитие способности к наглядному моделированию.

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Например, изображение кошки и котенка может быть представлено в виде кругов соответствующего размера и цвета. Схематичное изображение ели и дерева говорит о том, что они в лесу, а схема дома о нахождении кошек дома. Стрелка показывает направление сюжета.
Изучая возможности и условия целенаправленного формирования наглядного моделирования в конструктивной деятельности дошкольников Л. И. Цеханская и С. Леон Лоренсо выявили, что высокий уровень овладения наглядным моделированием существенно улучшает решение детьми широкого круга задач, т. е. обнаруживает себя как общая интеллектуальная способность.

В соответствии с программой Л.А.Венгера “Развитие” в среднем возрасте образовательная деятельность по художественному конструированию включает три основных направления развития способностей: познавательных и творческих, конструктивных, художественных.

1. Для развития познавательных и творческих способностей детей предлагаются задания, направленные на развитие:

  • восприятия, овладения детьми действиями по подбору сенсорных эталонов, адекватных свойствам конструируемого объекта, действиями опредмечивания эталонов, придания им предметного значения;
  • мышления, овладения детьми замещением и действиями по построению и использованию наглядных моделей разных типов, которые обозначают пространственные отношения между изображаемыми объектами и их частями. Дети подводятся к пониманию связи между моделями и представленными в них объектами действительности, умению учитывать и использовать эту связь в собственной конструктивной деятельности;
  • воображения, овладения детьми действиями по построению новых образов на основе отдельных признаков предметов, обозначенных схематически, неполно (задания на достраивание, например блоков-каркасов);
  • творческих способностей, умения детей выражать свое от ношение к действительности и находить средства для воплощения такого отношения в конструкторском мате риале.

Выполнение этих заданий предполагает овладение детьми такими умственными действиями, как:

  • анализ реального предмета, графического изображения по плану;
  • построение изображений (предметных, сюжетных, декоративных) по графическому образцу, схеме, теме, собственному замыслу;
  • выбор схемы (из 3–4), соответствующей образцу, объекту;
  • “дорисовывание” (достраивание) незавершенного схематического изображения (блока-каркаса);
  • преобразование изображения (декоративного) в соответствии с изменением, внесенным в схему;
  • составление схемы по изображению.

2. Развитие художественных способностей.

Овладение “языком” изобразительной деятельности (линия, форма, цвет, фон, симметрия, композиция и др.) позволяет ребенку использовать его не только для построения схематического обобщенного изображения, но и в качестве средства, передающего характерные особенности каждого образа, выделения в конструируемом объекте признаков, отличающих его среди подобных, и личностных характеристик персонажей сюжетных композиций (доброта, красота, смелость и др.).

Изображая волка из сказки у каждого из детей он получился свой особенный в процессе работы ребенок сам решает какой будет персонаж добрый или злой.

3. Развитие конструктивных способностей, совершенствование технических навыков конструирования.

В систему совместной деятельности включены конструктивные задачи на овладение детьми действиями построения:

  • обобщенных схематических образов определенных классов объектов (люди, животные, деревья, транспортные средства) с одной из двух позиций (вид спереди, сбоку);
  • динамичных характерных образов сказочных персонажей, передающих внешние признаки и личностные характеристики;
  • пейзажных, декоративных и сюжетных композиций.

Работа по художественное конструирование включает четыре этапа работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Первый этап работы направлен на развитие детского воображения в процессе экспериментирования с элементами конструктора и достраивания блоков-каркасов (не завершенных расчлененных графических моделей), предполагающих широкий веер конструктивных решений.

Для “решения” данных загадок ребенку важно уметь детально представить образ реального объекта с определенной позиции (вид спереди или сбоку) и, используя этот проективный образ приступить к достраиванию незавершенной графической модели.

Второй этап работы направлен на развитие воображения и обучение детей построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные) с двух позиций (вид опереди, сбоку) и сюжетных композиций на фоновых изображениях.

Третий этап работы направлен на обучение детей построению изображений транспортных средств, зданий, декоративных композиций, что подводит детей к пониманию зависимости строения объекта от назначения.

Четвертый этап работы направлен на обучение детей умению заранее обдумывать тему будущей композиции, намечать цель деятельности и конструировать по собственному замыслу сюжетные композиции по одному из эпизодов знакомых сказок с опорой на пространственную схему (или без нее), узнавать ситуацию сказки, представленную в ней.

Сначала мы рассматриваем иллюстрацию, затем составляем схему, выясняя, кто герой сюжета и из каких геометрических фигур, какого цвета можно создать его образ. Как показать движение и позицию образа, составить сюжетную композицию.

Учитывая принципы системы обучения художественному конструированию, мы:
– разработали перспективное тематическое планирование по своему возрасту, где предусматривается взаимосвязь с другими разделами программы “Развитие” и видами деятельности;
– продумали и организовали работу художественного центра в группе, где предусмотрели разнообразие материалов за счет введения природного и нестандартного материалов для самостоятельного творчества детей;
– подобрали и разработали дидактические игры, способствующие развитию умения классифицировать предметы, развитию пространственной ориентировки и зрительного восприятия, образного и логического мышления и др. качеств ребенка.

В своей работе мы считали необходимым обязательное использование настольно-печатных игр , которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Временам года" .

 – Проектная деятельность позволила интегрировать содержание работы по освоению детьми ряда образовательных областей, что ведет к новым способам эффективного взаимодействия с родителями.

Один из проектов был реализован осенью и назывался “Осень золотая”. Он предполагал расширение представлений о сезонных изменениях в природе и жизнедеятельности людей осенью. Проект был кратковременный, но очень увлекательный.

Организуя познавательную, игровую и творческую деятельность во взаимосвязи всех разделов программы и режимных моментов мы учитывали возрастные особенности, поэтому погружали детей в ситуации проживания. Дети превращались в волшебников, фокусников и художников. Организуя взаимодействие с родителями в рамках данного проекта, мы организовали консультацию “Прогулка с пользой” и предложили сходить с детьми в парк. Дети с родителями собирали гербарии из листьев, которые использованы для составления композиций и аппликаций.

Реализуя долгосрочный проект “В гостях у сказки”, цель которого не только знакомство детей со сказками, но и формирование эмоционального отношения к персонажам сказки, мы решаем задачи: овладение действием построения изображения диких животных, составление сюжетной композиции по сказке, используя изобразительные средства для создания характерных образов диких животных.

Сказки подобраны в соответствии с программой “Развитие”: “Теремок”, “Три медведя”, “Два жадных медвежонка”, “Лисичка сестричка и серый волк”.

Знакомство со сказкой вызвало в детях глубокий эмоциональный отклик и познавательный интерес. Дети впервые увидели волка не злым а добродушным, наивным, а лиса как всегда оказалась хитрее всех.

Детей заинтересовало: как, почему волк не смог вытащить хвост из проруби.

Познавательно-исследовательская деятельность позволила расширить представления детей о свойствах воды в природе.

Перед новогодними каникулами мы провели с родителями консультацию на тему "Вместе – это интересно", целю которой, было повысить компетентность родителей в вопросах развития познавательных интересов у дошкольников, через совместную партнерскую познавательно – исследовательскую деятельность.

Некоторые из родителей не только показали зимнюю рыбалку с берега, но и сами вместе с ребенком ловили рыбу. У детей остались яркие впечатления, которыми они поделились в детском саду.

Диагностика показателей развития конструктивных и творческих способностей в соответствии с программой показала, что уровень достаточно высок и многие дети самостоятельно справляются с поставленными задачами.

На основе работы по художественному конструированию в младшем возрасте, мы планируем в старшем возрасте схемы к художественным произведениям сделать менее подробными и предлагать ребенку не готовые геометрические фигуры, а вырезать их самому. Сначало по контуру, затем самостоятельно из цветного листа бумаги.

(Приложение 1)

(Приложение 2)