Проект "Азбука народов мира от А до Я"

Разделы: Работа с дошкольниками


Категория проекта: художественно-речевой.

Вид проекта: интегрированный.

Время реализации: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель логопед, инструктор по физической культуре, хореограф, музыкальный руководитель, педагог ЛЕГО-центра.

Сроки проекта: ноябрь 2012 – май 2013.

Цель проекта: Развитие художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста (через создание иллюстративного журнала «Народы мира от А до Я», основанный на сотрудничестве детей и взрослых.)

Задачи проекта

  • Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях разных народов мира, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей через использование литературных произведений различных жанров и тематики.
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесному творчеству.
  • Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.
  • Формировать у детей такие нравственные качества как доброта, сострадание, воспитывать интерес и любовь к художественной литературе разных народов мира.
  • Развивать интерес к театрально-игровой деятельности через пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихами, загадками, скороговорками разных народов мира, совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки в играх драматизациях.
  • Создавать благоприятные условия в группе для одновременного восприятия детьми общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в одном культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, принятия и толерантности к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.
  • Организовать сотрудничество педагогов и родителей в области поликультурного образования и воспитания детей подготовительной группы.

Предполагаемый результат: Выпуск иллюстративного журнала для детей «Народы мира от А до Я».

I этап. Разработка проекта.

Ноябрь

  • Составление плана работы по реализации проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой им.М.Сергеева
  • «Мы живем рядом с вами» (народы Сибири)

II этап. Практическая реализация проекта. Работа с детьми.

Декабрь

  • Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как англичане, буряты, вьетнамцы, грузины.
  • Встреча с интересными людьми (библиотека им.М.Сергеева ) «Мы живем рядом с вами» (буряты)
  • Беседа «Какие народы мира мы знаем»
    Д.и. «Собери слова»
    «Сказки-загадки»
    «Закончи предложение»
    «Слог заблудился»
  • Оформление страниц азбуки (А, Б, В, Г, Д) – кроссворды, ребусы, творческие рассказы детей, рисунки.

Январь

  • Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как евреи, индусы, китайцы.
  • Беседа «Мы с тобой одна семья»
  • Викторина «Мир вокруг меня» (по оформленным страницам азбуки)
  • Встреча с интересными людьми (библиотека им. М. Сергеева) «Байкал, легенды Байкала»
  • Чтение «Пословица – всем углам помощница»
  • Художественно-речевые игры «Фантазеры» (придумай сказку, загадку)
  • Д.и. «Найди отличия»
    «Назови одним словом»
    «Кроссворд»
    «Назови и покажи страны, в которых живут сказочные герои»
    «Назови столицу, город»
  • Игры инсценировки «По страницам знакомых сказок»
  • Оформление страниц азбуки (Е, Ж, З, И, К)

Февраль

  • Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как латвийцы, монголы, немцы, поляки)
  • Занимательный литературный вечер «Посиделки» (рассказывание сказок народов мира, чтение рассказов народов мира, легенды)
  • Литературный досуг «Я поэт и ты поэт» (создание стихотворений)
    Д.и. «Третий лишний»
    «Закончи стихотворение»
    «Найди на карте»
    «Собери буквы»
    «Найди на карте»
    «Назови город на заданную букву»
  • Оформление страниц азбуки (Л, М, Н, О, П)

Март

  • Драмматизация «любимые сказки»
  • Рассказывание стихов жестами
  • Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как русские, татары, украинцы, французы.
  • Литературный вечер «В некотором царстве- в некотором государстве» (придумывание сказок)
  • Д.и. «Найди пару»
    «Сказочные клубочки»
    «Выложи орнамент»
    «Собери слова» (пословицу)
    «Назови город на заданную букву»
  • Мини-концерт «Как у наших у ворот» (чтение стихов народов мира)
  • КВН «Как хорошо, что все мы такие разные»
  • Выставка поделок, связанных с содержанием выбранных произведений
  • Оформление страниц азбуки (Р, С, Т, У, Ф)

Апрель

  • Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как хакасцы, цыгане, чехи, шведы.
  • Чтение пословиц-поговорок народов мира
  • Игра- путешествие «Путешествуем по сказкам народов мира»
  • Игры-приключения «Мир на всей планете»
  • Выставка творческих работ «Мы все такие разные»
  • Художественно-речевая игра «Выдумка» (составление стихотворений, рассказов»
  • Оформление страниц азбуки (Х, Ц, Ч, Ш)

Май

  • Д.И. «Парные картинки»
    «Собери целое»
    «Декоративное домино»
    «Слог заблудился»
    «Как их зовут» (имена разных национальностей)
  • Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как эвенки, японцы.
  • Викторина «Сказка ложь, да в ней намек»
  • Литературный концерт «Хоровод дружбы»
  • Оформление страниц азбуки (Щ, Э, Ю, Я)
  • Д.И. «Составь узор»
    «Выложи орнамент»
    «Четвертый лишний»
    «Как их зовут» (герои произведений)
    «Назови и покажи страны, в которых живут сказочные герои»

Работа с родителями

Ноябрь

  • Посещение выставки-ярмарки индийского народа
  • Консультация «Цели и задачи поликультурного воспитания и образования»
  • Фотовернисаж «Путешествия по разным странам мира»

Декабрь

  • Маршрут выходного дня «Экскурссия в библиотеку М.Сергеева
  • Консультация «Чтение с увлечением»
  • Шпаргалки для родителей «список детской художественной литературы для домашнего чтения»
  • Оформление альбомов: «Я живу в России», «Сибирь мой край родной»

Январь

  • Встреча с интересными людьми
  • Консультация «Пословицы и поговорки, как образцы культурно речевых традиций народов мира»
  • Игротека «Игры моего детства»
  • Маршрут выходного дня «Экскурссия в книжный магазин»
  • Оформление ширмы-фотоколлажей «Какие народы мы знаем»

Февраль

  • Встреча с интересными людьми – бурятский этнографический центр культуры
  • Спортивный досуг «Играем в народные игры»
  • Создание книг самоделок

Март

  • Ведение дневника «Мои методы поликультурного воспитания ребенка»
  • Фотовернисаж
  • Экскурссия на выставку

Апрель

  • Родительское собрание «Мы играем, танцуем, поем – дружно вместе мы живем»
  • Создание выставки «Хоровод дружбы»
  • Маршрут выходного дня «Экскурссия в музей»

Май

  • Музыкальное путешествие «Как хорошо, что мы все такие разные»

Работа с педагогами

Ноябрь

  • Мастер класс Боргеевой Р.Д. участницы Иркутских ярмарок рукоделия «Русская народная тряпичная кукла»

Декабрь

  • Консультация «Литературное развитие через приобщение детей к мировой детской художественной литературе»

Январь

  • Консультация «Книга в жизни ребенка»

Февраль

  • Мастер-класс «Музыкальная и детская игровая культура народов мира как средство приобщения дошкольников к народным традициям»

Март

  • Круглый стол «Пословицы и поговорки как образцы культурно-речевых традиций народов мира»

Апрель

  • Семинар «Художественно речевая деятельность народов мира, как образец культурных и моральных традиций народов мира»

Май

  • Выставка методической литературы, специальной литературы по данной теме.
  • Семинар – подведение итогов о проделанной работе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе разных народов мира»

III этап. Заключительный.

Презентация проекта (май 2013).

Выпуск иллюстративного журнала «Народы мира от А до Я».