Формирование управленческого резерва

Разделы: Администрирование школы


В последнее время одним из приоритетных направлений в деятельности администрации любого образовательного учреждения является работа, направленная на формирование современного профессионального педагогического и управленческого корпуса, адекватного инновационным запросам общества. Идеи «взращивания» профессионально компетентных кадров нашли отражение в стратегических документах Российского Правительства: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и др. Понятно, что без планово-прогностической работы в этом направлении сложно решить поставленные задачи и добиться положительного эффекта. В МОУ ДОД «Центр детского творчества» г.Надыма работа по формированию управленческого резерва и работе с лицами, зачисленными в резерв, осуществляется в соответствии с Положением, в котором регламентирован порядок формирования, формы и методы работы с управленческим резервом.

Положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва МОУ ДОД «Центр детского творчества»

1. Общие положения

1.1. Положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва МОУ ДОД «Центр детского творчества» (далее – Положение), разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, окружной долгосрочной целевой программой «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы», муниципальной долгосрочной целевой программой «Основные направления развития системы образования Надымского района на период 2011-2015 гг.», а также нормативно-правовой базой МОУ ДОД «Центр детского творчества» (далее – Центр), определяющей приоритетные направления формирования и развития профессиональных компетенций педагогических работников.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок формирования управленческого резерва (далее – резерв) и порядок работы с лицами, включенными в резерв Центра.

1.3. Резерв Центра представляет собой перечень лиц, соответствующих или способных соответствовать в результате дополнительной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам, занимающим управленческие должности.

1.4. Формирование резерва Центра осуществляется в следующих целях:

  • совершенствование деятельности администрации Центра по подбору работников для замещения руководящих должностей Центра;
  • улучшение качественного состава управленческого корпуса Центра.

1.5. Работа с резервом проводится в целях:

  • повышения уровня мотивации лиц, зачисленных в состав резерва Центра, к профессионально-личностному росту и улучшения результатов их профессиональной деятельности;
  • повышения уровня профессиональной подготовки членов резерва;
  • сокращения периода адаптации лиц, зачисленных в состав резерва, при вступлении в должность.

1.6. Принципы формирования резерва:

  • объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в резерв осуществляется на основе объективных критериев оценки);
  • уровень профессиональной подготовки;
  • личные способности;
  • результаты профессиональной деятельности;
  • добровольность включения в резерв;
  • гласность и коллегиальность в формировании и работе с резервом.

1.7. Работа с лицами, включенными в состав резерва, осуществляется на планово-прогностической основе.

1.8. Организационно-методическую функцию по формированию и работе с резервом осуществляет заместитель директора, курирующий данное направление, контрольную функцию осуществляет директор Центра.

2. Порядок формирования и работы с резервом.

2.1. Резерв формируется из числа педагогических работников Центра, проявляющих управленческие способности и обладающих необходимыми деловыми и личностными качествами, способных к экспертно-аналитической и прогностической деятельности, показавших высокие результаты в профессиональной деятельности, с учетом результатов диагностических исследований (психологические тренинги, тестирование), а также получающих (или имеющих) высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.

2.2. План работы с резервом разрабатывается администрацией Центра на каждый учебный год и утверждается директором Центра.

2.3. План работы по подготовке резерва включает в себя конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение и развитие лицом, зачисленным в резерв, необходимых менеджерских компетенций, более глубокое освоение им характера будущей работы, выработку организаторских навыков руководства.

2.4. Лица, включенные в резерв, могут быть привлечены к работе в составе творческой группы по разработке стратегических документов Центра (программа развития, образовательная программа, проекты), нормативно-правовой базы, а также принимать участие в совещаниях, в организации и проведении различных мероприятий: педагогический и методический советы, круглые столы, мастер-классы, педагогические чтения, конференции и т.п.

2.5. В список лиц, зачисленных в состав резерва, по необходимости вносятся коррективы в соответствии с результатами планово-прогностической деятельности администрации по работе с резервом и с учетом ротации кадров.

2.6. На лиц, включенных в резерв, составляется индивидуальная карта карьерного роста с указанием ФИО педагогического работника, уровня образования, занимаемой должности и должности, на которую претендует, квалификационной категории, сведений о курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке, рекомендаций по результатам диагностических исследований (психологических тренингов, тестирования) и темы, по которой педагогический работник осуществляет самообразовательную деятельность.

2.7. За работником, включенным в резерв, может быть закреплен коуч из числа административных работников Центра.

3. Формы и методы работы с резервом.

3.1. Работа с резервом осуществляется на основе интерактивного взаимодействия с использованием практико-ориентированных форм и методов, направленных на повышение уровня профессионализма, формирование и развитие управленческих компетенций:

3.1.1. Организационные формы работы:

  • управленческий консалтинг,
  • управленческий коучинг,
  • ролевые и деловые игры,
  • ролевое моделирование,
  • психологическое обследование,
  • практико-ориентированные семинары,
  • тренинги,
  • брейнсторминг,
  • круглый стол,
  • КПК;

3.1.2. Дидактические формы работы:

  • анкетирование,
  • тестирование,
  • решение проблемно-ситуационных задач и разработка управленческих решений,
  • разработка нормативно-правовой базы и документов стратегического характера,
  • делегирование полномочий и исполнение обязанностей руководителя,
  • -экспертно-аналитическая деятельность (подготовка отчета о результатах самообследования ОУ, мониторинговые исследования, диагностические процедуры, экспертиза и т.п.).

3.2. Структурные подразделения Центра, обеспечивающие формирование и развитие управленческих компетенций:

  • Педагогический совет;
  • Методический совет;
  • Экспертная группа при методическом совете;
  • Методические объединения педагогов (по направлениям деятельности);
  • Временные творческие (мобильные) группы;
  • Школа начинающего педагога;
  • Школа методиста.

3.3. В целях совершенствования знаний по образовательному менеджменту работники Центра, включенные в состав резерва, осуществляют индивидуальную самообразовательную деятельность по теме, согласованной с заместителем директора, курирующим данное направление.

4. Документация и отчетность.

4.1. Положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва МОУ ДОД «Центр детского творчества».

4.2. План работы на учебный год с лицами, включенными в состав резерва.

4.3. Индивидуальная карта карьерного роста на работника, зачисленного в резерв.

4.4. Ежегодный отчет по работе администрации Центра с работниками, зачисленными в резерв управленческих кадров.

План работы с резервом управленческих кадров МОУ ДОД «Центр детского творчества» на 2012/2013 уч. г.

№ п/п Название и форма мероприятия Сроки проведения Результат/
Формируемые компетенции
Ответственные
1. Корректировка списка управленческих кадров.
Работа с индивидуальными картами карьерного роста резервистов.
До 01.09.2012 Список Директор

Заместитель директора по УВР
2 Планирование работы с управленческим резервом. Утверждение плана работы. До 10.09.2012 План работы с резервом Заместитель директора по УВР
3 Психологическое тестирование Сентябрь, 2012г. Оценка управленческой компетентности. Карта личности. Заместитель директора по УВР, педагог-психолог
4 Стратегическая сессия «Поиск будущего» Ноябрь-декабрь 2012г. Навыки стратегического планирования (SWOT- и PEST-анализы), декомпозиция целей. Разработка программы развития ОУ Директор,
заместитель директора по УВР
5 Коуч-тренинг «Повышение управленческой эффективности» Февраль,
2013г.
Разработка профиля компетентностей руководителя. Навыки эффективного делегирования полномочий. Управление временем (матрица Эйзенхауера). Педагог-психолог,
заведующий отделом методической работы
6 Тренинг «Самопрезентация» Март
2013г.
Овладение инструментами внутренней и внешней коммуникации Педагог-психолог,
заведующий отделом методической работы
7 Управленческий консалтинг в течение года Развитие и совершенствование управленческих компетенций Директор,
заместитель директора по УВР
8 Управленческий коучинг в течение года Развитие и совершенствование управленческих компетенций Директор,
заместитель директора по УВР
9 КПК в течение года   Заместитель директора по УВР
10 Организация участия в ПС, МС по годовому плану Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций Заместитель директора по УВР
11 Школа профессионального роста по плану Школы Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций Заведующий отделом методической работы
12 Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты, положения) и документов стратегического характера (Программа развития) в течение года






Развитие и совершенствование управленческих компетенций
Директор,
заместитель директора по УВР
13 Экспертно-аналитическая деятельность:
- мониторинг;


- внутренний контроль

- экспертиза учебно-методической, программной документации (в составе экспертной группы при МС)

октябрь, декабрь 2012г., май 2013г.

по плану контроля

по плану работу МС
Заместитель директора по УВР
14 Подготовка отчета о работе с управленческим резервом по итогам года. До 30.05.2013 Отчет о работе с управленческим резервом Заместитель директора по УВР