Экспериментирование с природными красителями и изодеятельность с детьми в старшей коррекционной группе по зрению "В огороде растет, в дело пойдет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. формировать у детей целостное представление об окружающем мире;
  2. расширять представления о природных красителях, учить детей опытно-исследовательским путем получать краски;
  3. развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования и активизировать речевое общение;
  4. совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике (печать по трафарету);
  5. развивать зрительное внимание и мелкую моторику;
  6. показать значимость овощных культур для развития роста и здоровья человека.

Предварительная работа: Подбор стихов, загадок, пословиц, изготовление атрибутов.

Материал: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, терка, тарелочки, белые лоскуты ткани, бинт, прищепки, гуашь, поролон, трафареты на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте, загадку:

«Там морковка, там капуста
Там клубничка пахнет вкусно,
И козла туда, друзья, нам никак
Пускать нельзя!» (Огород)

Правильно, дети – это огород. У кого ребята есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? (Ответы детей)

Какие овощи ребята ваши самые любимые? (Ответы детей) А почему Вы их любите? В каком виде их можно есть? Что можно из них приготовить? (Ответы детей)

Больше всего ценит человек овощи, т.к. они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Морковь улучшает зрение, укрепляет зубы. А про лук говорят: «Лук от семи недуг». Если пожевать лук во рту, не останется ни одного микроба.

Ребята, давайте мы с вами разгадаем кроссворд!

Ребенок:

Дружно выросли на грядке
Огородные загадки.
Поскорее разгадай
Наш веселый урожай.

Воспитатель:

Над землей трава,
Под землей алая голова.
(Свекла)

Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь – очень гладкая
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)

Я вырос на грядке
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

1 Ребенок:

Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины.
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

2 Ребенок:

Я – приправа в каждом блюде
Я всегда полезен людям
Угадали? Я ваш друг
Я – простой и вкусный лук!

3 Ребенок:

И живет на грядке свекла
Набирает вкус и цвет
Свеклу надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свеклы нету!

Все дети: Чтобы здоровым, сильным быть, надо овощи любить! 

Проводится гимнастика для глаз:

Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти

Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движения взглядом.

Только глазками смотри
Вверх и вниз и вправо-влево.
Глазками моргаем
Глазки закрываем.[5]

Дети надевают фартуки и встают каждый за свой стол, где уже расставлены материалы для экспериментирования.

Воспитатель: Оказывается, овощи не только съедобны, полезны и в них много витаминов, но их еще можно использовать как волшебные краски. Давным-давно, когда люди только стали разумными и научились делать ткани, он захотели окрасить их, но чем? И тогда человеку на помощь пришли растения! Сейчас мы с вами попробуем окрасить ткань, пользуясь растительными красками. Современные краски изготавливают из нефти и минералов, а наши краски будут экологически чистыми, натуральными!

Воспитатель: Посмотрите у меня на столе свекла, морковь, луковица. Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (Ответы детей).

Воспитатель: Что можно сделать с морковкой, используя терку? (Показывает детям терку)

Дети: Можно натереть, а затем взять марлю и выдавить сок (с демонстрацией).

Воспитатель: А как я получила коричневую краску? (Предположения детей)

Воспитатель: Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!

Воспитатель: А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани прищепкой и опускаем в блюдце с растительной краской.

Дети самостоятельно окрашивают ткани.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот какие замечательные краски дает нам природа!

В зал входит поваренок с кастрюлей.

Поваренок: Здравствуйте, ребята! Я сегодня решил сварить борщ, но мои овощи куда-то разбежались! Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему поваренку, у нас ведь есть волшебные краски! Но растительными красками мы рисовать не можем! А какие у нас еще есть краски? (Ответы детей) Акварельные и гуаши!

Воспитатель: Поваренок, ты не переживай, мы тебе сейчас напечатаем овощи, и в этом нам помогут трафареты. Посмотри, как мы это будем делать! Ребята, берем трафарет, набираем краску на губку и быстрыми движениями наносим на лист. (коллективная работа)

Во время работы детей следим за правильной техникой выполнения, советуем, как правильно подобрать цвета.

Поваренок: Спасибо вам, ребята! Теперь наконец-то смогу сварить борщ и всех вас угостить! До свидания!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового Вы сегодня узнали? Что научились делать?

Итог занятия.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В., «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», – М: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Казакова Р.Г., «Занятия по рисованию с дошкольниками», – М: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Картушина М.Ю., «Логоритмические занятия в детском саду», – М: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Комратова Н.Г., «Мир, в котором я живу», – М: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Никольская О., «Волшебные краски», – М: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  6. Сухин И.Т., «800 загадок-100 кроссвордов», – М: Новая школа, 1997.