НОД "Социальный мир" "Безопасность" в старшей группе по теме "Дорожные знаки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формировать представления детей о дорожных знаках.

Программное содержание:

1) Расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;

2) Познакомить детей с дорожными знаками:
– указательные (“Пешеходный переход”; “Автобусная остановка”),
– запрещающие (“Движение пешеходов запрещено”; “Движение на велосипедах запрещено”, “Проезд запрещен”),
– знаки сервиса (“Больница”; “Пункт питания”), – предупреждающие (“Дорожные работы”; “Внимание, дети!”).

3) Закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактические игры “Собери знак”; игровизор “Какой знак?”

4) воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Материал: дорожные знаки, макет улицы с дорожными знаками, костюм светофора, персонаж Шапокляк, дидактические игры “Собери знак” и “Какой знак?”, игровизор, маркеры, салфетки.

Интеграция образовательных областей: художественная литература, коммуникация, физическая культура, познание.

Ход занятия

Воспитатель в костюме светофора:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут дети, женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором
Как зовусь я?.. (Светофором.)

Для чего нужен светофор?

Дети: Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок.

Светофор: Что обозначает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

Дети: Красный цвет– хода нет.
Желтый – сигнала ждите, Цвет зеленый говорит – путь открыт!

Светофор: Я к вам приехал издалека и рассказать вам одну историю. История называется “Светофор и Шапокляк”. (Дети рассаживаются вокруг макета. Воспитатель рассказывает свою историю.)

“В одном большом городе жил – был трехглазый светофор. (Ставит светофор перед пешеходным переходом.) Он был строгий, как и все светофоры на свете, он следил, чтобы безопасно было пешеходам и водителям. И у него были помощники – дорожные знаки. Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла “разговаривать” с водителями и пешеходами понятным им языком. Они разного цвета и разной формы. Это не случайно, так как знаки бывают: указательные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса. Одни стояли по всей улице и указывали водителям и пешеходам: (Воспитатель рассказывает и расставляет дорожные знаки на макете) здесь “пешеходный переход” и “автобусная остановка”; другие предупреждали: здесь, “осторожно, дети!”; здесь “ремонт дороги”; здесь знаки сервиса: “медицинский пункт” и “пункт питания”; здесь самые строгие запрещающие знаки: “движение пешеходов запрещено”, “движение на велосипедах запрещено” и “проезд запрещен”. И был на дороге порядок, пока однажды ночью в городе не появилась старуха Шапокляк со своей крысой. Крыса сбежала от Шапокляк, и та догоняя крысу Лариску, сорвала и раскидала все дорожные знаки , которые ей попадались на пути. (Воспитатель роняет и мешает дорожные знаки на макете.) Испугался Светофор: “Что же теперь будет? ” И стал звать на помощь: “Помогите! Расставьте дорожные знаки, а-то случится беда! ” Ребята, что же делать? Надо помочь Светофору! (Дети предлагают свою помощь.) <Рисунок 1>

Светофор: Давайте сначала соберем знаки, которые сломала Шапокляк. Дидактическая игра “Собери знак”.

Из картона изготавливаются части дорожных знаков, изготавливаются элементы дорожного знака, соединяющиеся с помощью липучки. По заданию воспитателя дети должны найти элементы знака и собрать их. <Рисунок 2> <Рисунок 3> <Рисунок 4> <Рисунок 5> <Рисунок 6> <Рисунок 7> <Рисунок 8> <Рисунок 9> <Рисунок 10>

В конце игры дети отвечают на вопросы:

  • Как называется знак?
  • Какое он имеет значение?
  • Покажите указательные знаки.
  • Покажите запрещающие знаки.
  • Покажите знаки сервиса.
  • Покажите предупреждающие знаки.

Светофор: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием и правильно ответили на вопросы.

Физкультминутка “Светофор”.

В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя.)
Красный свет нам “Стой!” кричит, (Дети стоят на месте.)
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью.)
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора!!! (Приседания.)
Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх.)
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя.)
Будь смелее пешеход.

Светофор: Теперь вернемся в наш город, возьмите все по одному знаку и подумайте, куда его нужно поставить. А затем по одному будете ставить знаки, и рассказывать – почему этот знак поставить нужно именно на это место. (Дети по очереди расставляют дорожные знаки на макете, аргументируя свое решение.).

Светофор: Вот спасибо! Помогли Светофору! Я так рад, что хорошо закончилась моя история.

Светофор: Теперь я вам предлагаю поиграть с игровизором “Какой знак?”

<Рисунок 11>

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и соединить их с соответствующим знаком. По окончании воспитатель обсуждает с детьми правильность ответов.

Светофор: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, я вам в подарок приготовил медальки – светофорчики, чтобы вы не забывали соблюдать правила дорожного движения.

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста СПб. “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2004. – 144 с.
  2. Правила дорожного движения. Старшая группа/ Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД “Корифей”. – 96 с.
  3. Интернет ресурсы.