Проект "Обереги природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: направить усилия педагогов и родителей на формирование экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

  • Развивать эмоционально-положительное отношение к природе, окружающему миру у каждого участника проекта.
  • Формировать ключевые компетенции взаимодействия взрослых и детей с окружающим миром, позитивный опыт совместной практической экологически ориентированной деятельности.
  • Формировать активную нравственно-экологическую позицию у всех участников проекта по отношению к окружающему миру (живая и неживая природа, рукотворный мир, социум, человек), понимание того, что в природе все взаимосвязано и любое нарушение одной из связей приведет к другим изменениям.
  • Показать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды
  • Познакомить детей с представлениями наших предков об окружаю-щем мире, расширить круг знаний об оберегах (символах, знаках) и обрядах, связанных с отношением к природе, у древних славян.

Направленность проекта: нравственно-экологическая.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации: январь-апрель 2013 года.

Участники проекта: дети дошкольного возраста – воспитанники Центра развития дошкольников «Филип-пок» МБОУ ДОД «Дом детского творчества», их родители, педагоги ЦРД «Филип-пок».

Актуальность проекта

С древнейших времен люди искали защиты от природных катаклизмов (засухи, наводнений, ураганов и т.п.) у высших сил. У русского народа сложилась традиция использования различных знаков, предметов, символов как оберегов от разнообразных несчастий. В давние времена русичи обожествляли солнце и ветер, с любовью и трепетом относились к земле-кормилице.

Пришли другие времена. Теперь уже человек должен стать «оберегом» жи-вой и неживой природы, чтобы сохранить красоту и уникальность родного края. А что это значит – оберегать природу? Какая роль отводится дошколь-никам в этом процессе? Что могут сделать взрослые, чтобы заинтересовать детей, сформировать у них компетенции экологически грамотного и культурного человека?

Новизна данного проекта заключается в использовании символики наших предков, с которой дети и родители знакомятся на занятиях и тематических экскурсиях в мини-музее «Горенка», и информационных компьютерных технологий (презентации, раскраски в режиме реального времени и на бумажных носителях, тесты для родителей), позволяющих соединить прошлое и настоящее. «Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки … всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек – природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов русской культуры в целях экологического воспитания». (Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду»).

Основным фактом, обеспечивающим эффективность проекта, является личное участие детей, родителей и педагогов в конкретных делах.

Экологический проект учитывает специфику развития детей дошкольного возраста. В его основе – деятельностный подход и игровые методы. Помимо этого проект предусматривает использование элементов соревнования, состязательности. За участие в каждом деле родители и дети будут получать знаки-обереги. На видном месте планируется оформить плакат с фамилиями детей, где будет отмечаться количество оберегов, полученных семьей ребенка и им самим. Все дети в конце проекта будут посвящены в оберегов природы, а те, у кого будет наибольшее количество знаков-оберегов, получат звания «Главный оберег природы».

Гипотеза

Если образовательный процесс осуществлять с использованием проектной технологии (экологический проект «Оберег»), то возрастет экологическая просвещенность всех участников проекта, будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности детей и родителей, у детей будут сформированы элементарные компетенции экологически грамотного человека, возрастет ответственность каждого участника проекта за своё поведение в городе, на природе.

Прогнозируемые результаты

  1. Участие в проекте поможет формированию экологически безопасного для живой и неживой природы и людей поведения всех его участников.
  2. Дети и родители приобретут опыт совместной деятельности по охране природы.
  3. Участники проекта узнают о запрещающих и разрешающих экологических знаках, придумают свои собственные знаки.
  4. Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысят профессиональное мастерство.
  5. Будет создано единое воспитательно-образовательное пространство ЦРД и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Подготовительный этап

1. Провести совещание с педагогами ЦРД «Филип-пок» о необходимости проекта, его месте в образовательном процессе; «мозговой штурм» по разработке этапов проекта; распределить обязанности по подготовке и реализации проекта.

2. Провести «Родительские встречи» (неформальные родительские собрания) по активизации участия родителей в проекте. Познакомить родителей с целями, задачами проекта, видами деятельности по его реализации. Формировать позицию активного участника во всех этапах проекта, подающего пример бережного отношения к природе своему ребенку и всем детям. Познакомить с четырьмя законами, сформулированными в популяр-ной форме американским ученым Барри Коммонером: все связано со всем; все куда-нибудь девается; все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром); природа знает лучше.

3. Разработать пакет документов проекта (положения о конкурсах, акциях, сценарии праздников, планы-конспекты занятий).

4. Разработать план-сетку реализации проекта.

5. Оформить стенд «Обереги» с материалами по проекту.

6. Приготовить с помощью ИКТ листы – клише для рукописной книги «Обереги» и Книги жалоб природы.

7. Провести диагностику представлений детей подготовительных к школе групп о компонентах, составляющих экологическую культуру человека, с помощью шкалы ценностей.

Экологическая культура – это:

  • знание и соблюдение правил поведения в природе;
  • желание как можно чаще бывать на природе (в лесу, на озере, на лугу и т.п.);
  • стремление разумно относиться к природе (не ломать, не рвать, не мусорить и т.п.);
  • понимание ценности природы для жизни человека;
  • элементарные практические экологические умения;
  • интерес к природоохранной деятельности.

8. Оформить папку-подборку экологических знаков, используемых при маркировке некоторых продуктов питания, одежды, бытовой техники, посуды и т.п.

9. Провести тематические экскурсии в мини-музей «Горенка»: «Что хранит сундук древностей?» (рассматривание и примерка головных уборов, обуви, элементов народных костюмов), «Сударушки» (выставка кукол в костюмах народов России), «На чужой каравай рот не разевай!» (приметы, обряды, связанные с земледелием).

Основной (технологический) этап

Название мероприятия Дата проведения Участники Ответственные
1. Занятия по знакомству с окружающим миром: 17-18 января   Мухина Л.П.
– “Часы истории”;   Дети 6-7 лет  
– Учебный проект “Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу!”;   Дети 5-6 лет  
– “Помоги птицам”;   Дети 4-5 лет  
– “Порадуй птичек зимой”.   Дети 3-4 лет.  
– Фотосессия “Чистюльки”.     Родители
2. Обереги, на помощь! Птицы голодают!
Акция “Мы к Крещению и елку наряжаем, и деревце кормушкой украшаем!”
15-16 января Все дети и родители Мухина Л.П.
3. Мастер-класс по изодеятельности для родителей “Коллективные работы – плакаты “Покормите птиц зимой!” 16 января Родители

Дети 5-6 лет

Гусева Е.А.
  Изготовление экологических закладок для книг “Бережем воду”. 23 января Дети 6-7 лет  
4. Конкурс на лучший текст Устава оберегов природы. 1-22 февраля Родители, педагоги Мухина Л.П.
5. Выставка “Игрушек много не бывает” (выставка изготовленных дома поделок из упаковочного и бросового материалов). Апрель Дети, родители, педагоги Мухина Л.П.
6. Игра “Экологический светофор”.
(Интернет – ресурсы)
14-15 марта Дети 5-7 лет Мухина Л.П., родители
7. Конкурс рисунков и аппликаций “Сбережем природу!” Март Дети 5-6 лет Мухина Л.П., Гусева Е.А.
8. Конкурс на лучший знак, символ экологического оберега. 1-22 февраля Дети 6-7лет, родители, педагоги Мухина Л.П., Гусева Е.А.
9. Класс-концерт для родителей “Мы природу будем беречь!”. Апрель Дети 5-6 лет

Дети 6-7 лет

Васильева Т.В., Кова-лева А.В.
10. Тематическая экскурсия в Центр детского и семейного чтения “Кладовая природы”. Март Дети 6-7 лет Работники библиотеки
11. Создание мини-библиотеки для семейного чтения “Книги нам расскажут о природе”. Весь период Дети 4-7 лет, родители Мухина Л.П.
12. Участие в городском конкурсе рисунков “Жалобы окружаю-щей среды”. До 21 марта Дети 5-7 лет Мухина Л.П., Гусева Е.А.
13. Создание рукописной книги “Обереги”. 1-12 апреля Дети 5-7 лет, родители, педагоги Мухина Л.П.
14. Экскурсия в краеведческий музей “Природа родного края”. Апрель Дети 6-7 лет Работники музея, Мухина Л.П.

Заключительный этап (Апрель 2013 г.)

1. Праздник посвящения детей в “оберегов природы”. (22 апреля, Международный день Земли.)

2. Рефлексия педагогов. Обсуждение положительных сторон проекта и его недоработок, возможности использования проекта в целом или отдельных частей в дальнейшей работе.