Интеллектуальное развитие детей в игре

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым. Характер игр в основном обусловлен возрастом детей, условиями, в которых они играют, полом ребенка, игрушками и материалом, имеющимся в их распоряжении, а так же в большей степени зависит от умственного и физического развития ребенка или от воспитания, полученного в семье и детском саду.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает – изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

В играх часто возникают задачи, для решения которых дети должны проявить определенные усилия мысли, подумать, обследовать, сравнить, сделать необходимый вывод.

В нашем д/саду созданы все необходимые условия для игровой деятельности детей.

В педагогической практике существуют разделения игр на 2 основные группы: творческие и игры с правилами. Творческие игры составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода.

Каждая творческая игра – это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе. За последние годы мы все больше убеждаемся, что все стороннее развитие ребенка и в частности умственное воспитание, не может быть осуществлено только на занятии. Развитие – это процесс непрерывный и проникающий во все виды деятельности. Игры детей различны по характеру, имеют разное воспитательное значение и мы в своей работе стараемся использовать все их разнообразие: сюжетно-ролевые игры, театральные, драматизации, строительные, дидактические, подвижные и игры-забавы. Это дает нам возможность, прежде всего, удовлетворить потребность детей в игре, а так же решить многие вопросы воспитательной работы и умственного развития.

Планируя свою работу по руководству играми с точки зрения умственного воспитания, мы определим две задачи: уточнение и закрепление знаний, полученных детьми на занятиях, самостоятельное применение и использование их в игре; развитие и активизация мыслительной деятельности детей.

Большое внимание уделяли сюжетно-ролевым играм, так как эти игры всегда увлекают детей, часто повторяются, в них они чувствуют себе уверенно, самостоятельно. В таких играх часто пробуждается потребность в новых знаниях. В этом убеждают вопросы детей, возникающие при подготовке к игре и в процессе самой игры:

– Как разговаривают космонавты в космосе?

– Кто возит почту к поездам?

– Когда в одном лесу живут лев и тигр, кто из них главнее?

Воспитатель должна знать, что может дать игра детям в плане умственного воспитания. Оценить воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства играми детей своей группы. Многие знания, полученные детьми на занятии, требуют закрепления в упражнении, тренировке. Мы стараемся после сообщения детям определенных знаний, закреплять их в игре. Такой прием делает игру содержательной, помогает воспитателю активно влиять на ее развитие.

Так программа требует от нас сообщения детям знаний об одежде, обуви, посуде, транспорте: о свойствах и качествах различных материалов. Игры “Магазин”, “Ателье” помогают нам углубить и закрепить знания детей. Эти игры дают возможность детям в интересной форме использовать ранее полученные знания. С этой целью мы всячески поощряли игры в “Магазин”. Детям нравится в игре чувствовать себя взрослыми покупателями, продавцами, использовать приобретенные предметы по своему усмотрению.

Дидактическая игра неразрывно связана с творческими играми детей. Примет той же игры “Магазин”.

Когда ребенок в начале игры описывал предмет, который он хочет купить, он описывал несуществующие признаки и “продавец” часто не понимал, что нужно “покупателю”. Приходилось проводить такие упражнения:

При осмотре пирамидок детям задавались вопросы:

– Из чего состоит пирамидка? (колец)

– Что на конце пирамидка? (колпачок)

– Какие кольца по цвету, форме?

– Возьми в руки и скажи какие они на ощупь?

– Как можно играть с пирамидкой?

Содержание вопросов раскрывало составные части предмета, признаки и его особенности, а так же его частей.

При осмотре предметов, состоящих из одной части, последовательность вопросов была другой:

– Что это? (щетка)

– Какие части у нее есть?

– Из чего сделана ручка?

– Ворс мягкий или жесткий?

– Для чего нужна щетка?

Мы убедились, что осмотр каждого предмета требует определенной группы вопросов, раскрывающих характерные черты и признаки этого предмета. В начале игр приходилось воспитателю чаще всего быть продавцом, так как в этой роли лучше всего направлять игру, втягивать новых детей, задавать вопросы, спрашивать, показывать пример правильной речи. И дети стали сами называть основные признаки предмета, если в начале учебного года ребенок говорил: “Я вон ту, хочу, которая круглая, а описывая игрушку, он отвечал только на поставленные наводящие вопросы, то через несколько месяцев, он мог четко описать тот предмет, который ему нужен. “Дайте мне, пожалуйста, круглый, резиновый, красный мяч”.

Другого ребенка трудно было в начале заставить что-либо купить в магазине. Он стоял только в стороне и смотрел. Когда к нему обращались с вопросами он отворачивался и говорил, что не умеет. В конце года он активно играл. В таких случаях дидактические игры стали важным источником обучения.

Увлекательная игра облегчает детям усвоение сложных мыслительных операций. В таких играх, как “Магазин” посуды, ткани, одежды, мы имеем возможность уточнять, углублять знания детей, учить выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение и т.д. После проведения таких игр дети быстро, почти без ошибок указывают материал из чего сделана посуда (металл, стекло, керамика и т.д.). Дети научились классифицировать предметы: чайная посуда, столовая, кухонная. Когда убирают игрушки на место, то правильно расставляют их по видам: куклы, транспорт.

Умственным показателем развития ребенка является то, как дети могут воспользоваться приобретенными знаниями самостоятельно.

Особенно широко используются детьми знания о деятельности взрослых – игры в “семью”, “д/сад”, “школу”, “библиотеку” и т.д. Информация, которую мы даем детям о деятельности взрослых, обеспечивает основное содержание игры и интерес к ней. И чем больше узнают дети, чем больше им хочется узнать, тем серьезнее относятся они к роли, которую взяли на себя. Вот пример перенесения и применения приобретенных знаний в игру: мы уделяем много внимания работе с тканью. Чтобы дать детям возможность применять свои знания, мы поощряем игры в “швейную мастерскую”, “магазин тканей”. В этих играх перед детьми возникла необходимость применять свои знания, умения: 1) снять с куклы мерку; 2) измерить ткань, из которой будет выкроена одежда, подобрать одежду по величине куклы; 4) сравнить ее по длине, ширине и т.д. все это делает действия детей практически осмысленными, оправданными и интересными. В этих же играх дети применяют свои знания о тканях, их свойствах и качествах: – вашей дочке мы сошьем зимнее пальто из толстой, шерстяной ткани – зимой в ней будет тепло говорит “закройщик”. Для этого надо поставить детей перед необходимостью решать умственную задачу. Мы предлагали ткани и спрашивали:

– Что можно сшить из меха, капрона и др.?

Вот высказывания детей:

– Из меха можно сшить шубу, шапку и воротник для пальто.

– Из капрона можно сшить праздничное платье, кофточку. В этой же игре дети самостоятельно группировали ткани по качеству, а одежду по назначению.

Говоря о самостоятельности детей по применению знаний и умений, полученных ранее, нельзя не упомянуть об использовании умений, приобретенных на занятиях по изодетельности и конструированию. В подготовительной группе дети принимают активное участие в изготовлении поделок для своих игр. Воспитатель, подводя детей к желанию организовать игру, ставит перед ними задачу – подготовить игровой материал и очень часто эта подготовка сама выливается в игру. Дети для игры “Магазин” самостоятельно из и поролона вырезывали овощи и фрукты, из теста лепили мучные изделия. Часть своих изделий дарили малышам. Для игры “Улица города” изготавливали модели машин из коробков, вырезали фигурки людей, для “Почты” клеили конверты, рисовали открытки. Используются в ролевой игре и конструктивные навыки: дети строят мебель, дома, мосты, пароходы, самолеты. Конструктивные игры способствуют развитию у детей мыслительных процессов, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, развивает волю, упорство.

Как известно, игра проявляется не только в действии, но и в речи.

Ролевая игра всегда вызывает речевую активность ребенка: он должен договориться на игру, установить игровые контакты с товарищами, передать им свое настроение. Все это положительно влияет на развитие связной речи. В процессе игры происходит уточнение и активизация словаря. Дети путешествуют на пароходе. Вот что они говорят:

– Это не мостик, а трап.

– На корабле не пол, а палуба.

Употребляют в разговорах такие слова: стыковка, космодром. И все эти слова понятны детям и они пользуются ими осмысленно. Очень эффективным средством развития связной речи являются игры – драматизации, т.к. ребенок не придумывает содержание игры, а изображает готовое действие и ребенок здесь получает готовый образец речи. Здесь очень важен правильный речевой образец.

Для этого мы используем в своей работе просмотр телепередач, прослушивание дисков. Дети воспринимают содержание сказок очень эмоционально, наглядно видят действия героев. В ходе игр-драматизаций ребенок усваивает речь автора и сам учится логически говорить, мыслить и действовать.

Проводя работу по умственному воспитанию детей через игровую деятельность, мы старались поддерживать контакт с родителями.

Проводили с родителями индивидуальные беседы, где интересовались особенностями развития и характера ребенка. Какие обязанности есть у ребенка дома, что больше всего его интересует. Кроме бесед проводили с родителями групповые консультации. Их тематику определяли исходя из наблюдений за развитием детей: “Организация досуга детей”, “Учите ребенка размышлять”, “Рассказывайте детям сказки”.

Используем наглядную агитацию. В каждой группе, по мере взросления ребенка, имеется стенд для родителей. В материалах, помещаемых на стенде, даются рекомендации о работе с детьми дома. Темы стендов выбираются в зависимости от возраста ребенка. Большим интересом пользуются у родителей папки-передвижки на темы: “Совместные игры с детьми на прогулке”, “Труд детей в семье”, “Чтобы дети были здоровыми” и др.

Родители стараются помочь д/саду в изготовлении пособий, приобретении игр, игрушек и материала для занятий, атрибутов для ролевых игр: сшили одежду для кукол, изготовили одежду для ряжений, ремонтируют мебель, игрушки, красят оборудование не участке.

Но еще не всегда в нашей работе желаемые результаты, еще много нерешенных вопросов.

Работу по умственному воспитанию детей через игры мы продолжаем и в настоящее время.