Урок мужества "Была война. Была блокада"

Разделы: История и обществознание


Данный урок мужества разработан в рамках предмета “История и культура Санкт-Петербурга” для учащихся 7-го класса. Проводится в помещении школьной музейной экспозиции “Десант памяти”.

Тема урока: “Была война. Была Блокада…”.

Урок мужества проводится в помещении школьной музейной экспозиции “Десант памяти” и строится в соответствии с задачами формирования у учащихся универсальных учебных умений в комплексе задач обучения, развития и воспитания, на основе личностно-ориентированных технологий; формирования у школьников гражданской позиции, духовности и культуры инициативности и самостоятельности. Подача материала идёт с опорой на документальные кадры и музейные экспонаты той страшной эпохи, воспоминания, литературный текст, звучание фонограммы, показ фотографий.

Это урок-открытие, урок-память, в котором соединились разные виды искусства: поэзия, живопись, музыка, живое слово учителя.

Урок построен с учётом возрастных особенностей семиклассников, с соблюдением требований по здоровьесбережению, с учётом специфики классного коллектива. Для достижения поставленных целей используются приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов использование фрагментов из лучших образцов русской поэзии.

За счет наглядного материала музейной экспозиции достигается осознанное и глубокое усвоение материала.

Структура урока-мужества отличается повышенной эмоциональностью, что абсолютно оправданно. После такого занятия дети уже по-другому будут смотреть на историю своей страны, по иному относиться к людям, причастным к героическому прошлому города-героя Ленинграда.

Цели и задачи урока:

  • Наглядно образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
  • Продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановивших страну в послевоенный период.

Урок рассчитан на 45 минут.

Форма проведения: урок – экскурсия.

Оснащение урока:

  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Мультимедийная презентация, выполненная в PowerPoint;

Организация:

Предварительно прочитана книга “Лист Фикуса. Рассказы о войне”.

Автор В.Н. Семенцова издательство Паритет 2005 г, подаренная заведующему МЭ автором Валентиной Николаевной Семенцовой, в которой она описывает свои воспоминания о блокаде. ( Всю блокаду девочка Валя, которой в 1941 году исполнилось 5 лет, прожила в осаждённом городе.) и оформлена выставка одной книги с детскими иллюстрациями к рассказам.

Фрагмент экскурсии готовит командир экспедиционного отряда “Десант памяти”, лауреат 15 городского конкурса юных экскурсоводов, ученик 8 класса Дмитриев Алексей.

Ход урока

Учитель:

Петербург… Прекрасный город, построенный по велению Петра Первого, восхищающий своей красотой и величием, о неповторимости которого можно говорить бесконечно сегодня уступает место Ленинграду– городу – герою, отстоявшему свою свободу, сохранившему своё наследие, мужественно сражавшемуся 872 дня. Мой рассказ сегодня о нём.

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весть к цветку приник
И пограничник протянул к ним руки
А немцы, продолжая кофе пить
Влезали в танки, закрывали люки…

Степан Щипачев

Вот так немцы начали свое наступление на Ленинград. Много ран оставила война на земле Красносельской. Здесь на территории нашего района дважды решалась судьба Ленинграда: в сентябре 1941 года, когда фашистские войска были окончательно остановлены у стен города и в январе 1944 года – при полном снятии блокады. Одними из первых жители нашего района ощутили на себе, что такое немецкая авиация – 21 и 22 июля 1941 года “Юнкерсы – 88” сбросили свой смертоносный груз на Красное село и Горелово. (Слайд № 1)

Фашисты, силами 42 отборных дивизий рвались к городу, но были остановлены у района Лигово 8 сентября 1941 года. Рассчитывая на быструю победу, они встретили яростное сопротивление советской армии и удерживались здесь нашими войсками долгие 872 дня. Каждая улица нашего района своим названием напоминает о тех суровых днях.

(Слайд № 2, 3)

Об этом подвиге красноречиво говорят памятники, расположенные на территории нашего района: могила зенитчиков в Полежаевском парке, братская могила в Красном Селе, воинское захоронение у кинотеатра “Рубеж”, над которым шефствует наша школа. (Слайды № 4,5)

744 война похоронены в братской могиле простые люди в одночасье ставшие героями. (Демонстрация книги, в которой поимённо перечислены все 744 воина с датой рождения и датой смерти).

Об одном из них вам расскажет командир экспедиционного отряда, ученик 8 класса Дмитриев Алексей:

В мае 2009 года на фасаде нашей школы была установлена мемориальная доска, увековечивающая память одного из героев – защитников Ленинграда.

Информацию о герое собирал экспедиционный отряд, который работал с архивом семьи Алексеевых.

Алексеев Николай Алексеевич всю жизнь был связан с военной службой. Он родился в 1893 году. Окончил 2-е Петроградские командные курсы. После революции 1917 года, будучи красным командиром, находился в штабе Выборгской стороны “до полной ликвидации буржуазных войск”.

Ему довелось участвовать в двух походах против Юденича и белополяков. В сражениях во время финской войны был начальником штаба разведки. Совершил подвиг, спасая двух летчиков сбитого самолета, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Служил в Прибалтике и в Белоруссии, был военным комендантом г. Пинска.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай Алексеевич находился в Карелии. Его подразделение перевели в район Лигово.

Последнее его письмо датировано 16 сентября 1941 года. Он рассказывал, что 15 сентября заняли огневые рубежи в Лигово, что противник превосходит в численности и в вооружении, а мы сильны верой в победу.

Три дня и три ночи шли ожесточенные бои. Артиллерийская батарея, командиром которой был Н.А. Алексеев, вела прямой огонь по врагу. Горела земля, плавилась сталь. Батарея одержала победу, и фашисты не смогли продвинуться к городу. 23 сентября командир батареи пал смертью храбрых.

Учитель:

После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику, Ленинграду была уготована участь быть стёртым с лица земли… “Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза продовольствия, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город выжрет сам себя, рухнет, как переспелый плод”

Начались постоянные бомбежки и обстрелы города. (Слайд № 6)

Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро. Трасса № 101 с 12 сентября 41 года по март 43 остаётся единственной ниточкой связывающей Ленинград с Большой землёй, единственная надежда на жизнь так и называется ленинградцами – Дорога Жизни. (Слайд № 7)

Норма выдачи хлеба к ноябрю падает до катастрофических цифр.

Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 по февраль 1942 г. не выдавался. Электричества не было. Хлеб … теперь хлеб на 2/3 состоял из примесей: жмыха, опилок, целлюлозы…За три года блокады ленинградцы съели 17 тонн целлюлозы.

(Демонстрация карточки с нормой выдачи хлеба)

  Хлебный паек

(в день, в граммах)

  1.10 20.11
Рабочего 400 250
Служащего 200 125
Иждивенца 200 125
Ребенка до 12 лет 200 125

Учитель:

Из воспоминаний Дмитрия Сергеевича Лихачева:

“Ленинградцев в голод спасала дуранда. А что такое дуранда – узнайте, зайдите как-нибудь в фуражный магазин, где продают корм для скота.

Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке (моему отцу) этот студень очень нравился. Столярный клей я достал в институте – 8 плиток. Пока варили клей, запах был ужасающий. В клей мы добавляли сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было как-то проглотить. Еще мы ели кашу из манной крупы. Этой манкой мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа. В начале войны мы купили несколько бутылок уксуса и несколько пачек горчицы. Интересно, что когда мы эвакуировались и продавали вещи, то бутылки с уксусом продали по 150 рублей. Они ценились так письменный прибор. Одно время мне удалось добыть карточки в диетстоловую. Диетстоловая помещалась за Введенской, кажется, на Павловской улице, недалеко от Большого.

В столовой была темнота: окна были “зафанерены”. На некоторых столах горели коптилки. К столу с коптилкой собирались “обедающие” и вырезали необходимые талоны. Лица у одних людей были опухшие, налитые какой-то синеватой водой, бледные, у других – страшно худые и темные. А одежды! Голодающих не столько мучил голод, как холод – холод шедший откуда-то изнутри, непреодолимый, вероятно, мучительный. Поэтому кутались, как только могли. Женщины ходили в брюках своих умерших мужей, сыновей, братьев (мужчины умирали первыми), обвязывались платками поверх пальто. Еду, женщины брали с собой – в столовой не ели. Несли детям или тем, кто уже не мог ходить. Через плечо на веревке вешали бидон и в этот бидон клали все: и первое, и второе. Ложки две каши, суп – одна вода. Считалось все же выгодным брать еду по продуктовым карточкам в столовой, так к “отоварить” их иным способом было не возможно”.

Учитель:

Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами ее становились и дети. Дети блокадного Ленинграда… Они переносили тягостные испытания наравне с взрослыми:

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Глеб Семенов “Мужество”

Зачитывается рассказ из книги “Лист фикуса. Рассказы о войне” “Маленькие подвиги”.

Горожане бережно относились к историческому наследию Ленинграда, ни на миг, не сомневаясь, что великолепием Петербурга будут любоваться потомки. В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому – то шоколад, вручивший его – и умерший на пороге квартиры.

Художник Чупятов. Умирая, он рисовал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.

Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым.

Бомбежки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда, ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

В осажденном Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. 9 августа 1942 года в Ленинграде звучала музыка – 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне. (Слайд № 8)

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
“Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..”
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..

Ю. Воронов “Баллада о музыке”

Учитель:

И все-таки город выжил! 27 января 1944 года в небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: “Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна”, но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было. (Слайд № 9)

  Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Во что оценить блокадную пайку хлеба?

Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан на крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу: “ Это хлеб наш насущный”? Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?

Потому что хлеб – это хлеб!
Что может быть слаще хлеба,
Что может быть горше хлеба?
Что нужнее хлеба?
Что нам дороже хлеба?
Все начинается с хлеба.
Кончается все людьми”

Рефлексия:

Как вы понимаете последние слова?

(Обсуждение)

Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни… (Слайд № 10)

Домашнее задание: написать эссе “Моя семья. Блокада. Ленинград”.

Презентация