Основные цели урока:
- повторение теоремы Пифагора; закрепление умений и навыков по применению теоремы Пифагора к решению задач;
- существенное расширение круга геометрических задач, решаемых школьниками.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для повторения и усвоения теоремы Пифагора, привития навыков вычисления неизвестной стороны прямоугольного треугольника по двум известным; способствовать овладению навыками применять теорему Пифагора к решению простейших задач;
Развивающая: способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания;расширение кругозора;
Воспитательная: формирование потребности в знаниях, интереса к математике.
Тип урока:Урок повторения и закрепления ранее изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические средства: собственная презентация
План урока:
- Организационный момент.
- Устный счет.
- Исторический экскурс в прошлое.
- Решение задач на применение теоремы Пифагора.
- Самостоятельная работа.
- Заполнение листа оценивания работы на уроке.
- Итоги урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас урок буду проводить я, учитель математики Корсикова С.А. Вы девятиклассники, и вам в конце учебного года предстоит сдавать экзамен по математике в форме ГИА. С 2011–2012 учебного года, в ГИА включены задания не только из алгебры, но и из геометрии. Поэтому сегодняшний урок мы посвятим решению геометрических задач, а в частности решению задач с помощью теоремы Пифагора. А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока: “Теорема Пифагора в математике, заданиях ГИА и в жизни”. (Слайд 1).
Цель нашего урока заключается в следующем: повторить теорему Пифагора; закрепить умения и навыки по применению теоремы Пифагора к решению задач, встречающихся в заданиях ГИА и в жизни.
Давайте выясним, что находится на ваших столах:
1) лист оценивания результатов и подведения итогов в следующем виде: (слайд 2).
Фамилия имя |
Количество жетонов |
Самооценка |
Самостоятельная работа |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
2) также имеются листы бумаги, на которых внесены краткие записи условий задач, которые мы будем решать на уроке. Решения этих задач вписываете прямо на листы, в конце урока заберете их себе, и у вас будет как бы некоторый запас геометрических задач, решенных из заданий ГИА. (Приложение №1).
3) Кроме этого есть самостоятельная работа, которую вы выполните попозже, но на листах пропишите свою фамилию во избежание различных недоразумений
Ну а теперь настроим свои головки на работу и вначале немного посчитаем.
II. Устный счет (по цепочке) (слайд 3)
52 = 25
32 = 9
102 = 100
(42 =
42(2
= 16·2 = 32
Решите уравнение (устно)
а) х2=36
х1= = 6 х2 = – = – 6
б) если а – сторона треугольника и а2=144, то а= = 12.
Ребята, теорема Пифагора связана с прямоугольным треугольником, поэтому напомните:
1) какой треугольник называется прямоугольным?
2) как называется сторона треугольника, лежащая напротив прямого угла?
3) как называются две другие стороны треугольника (слайд 4)
III. Исторический экскурс в прошлое. (Слайд 5)
В настоящее время теорема Пифагора звучит так: (слайд 6)
Теперь ребята, решим задачи на применения теоремы Пифагора для нахождения неизвестных геометрических величин. У кого будет предложение по решению задачи, то поднимаем руку выходим к доске, показываем свое решение и получаем жетон.
IV. Решение задач на применение теоремы Пифагора
Физкультминутка:
Ребята, давайте немного отдохнем:
- Покажите руками прямой угол, развернутый угол, острый и тупой углы
- Насчет раз, два опишем головой круг слева направо, насчет три, четыре справа налево.
Теперь все тихо сели и продолжаем работать.
Задача №1 из ГИА:
В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10, а угол, лежащий напротив основания равен 1200. Найдите площадь треугольника. (Слайд 9)
Задача №2 из ГИА:
Основания трапеции равны 18 и 12, одна из боковых сторон равна 4 , а угол между ней и одним из оснований равен 1350. Найдите площадь трапеции. (Слайд 10)
Задача №3 из ГИА:
Два сухогруза вышли из порта, следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 12 км/ч и 16 км/ч. Какое расстояние (в километрах) будет между ними через 1 час? (слайд 11)
Задача №4 из ГИА:
Два парохода вышли из порта, следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 15 км/ч и 20 км/ч. Какое расстояние (в километрах) будет между ними через 2 часа? (слайд 12)
Пригодиться теорема Пифагора вам и в жизненных ситуациях:
- Дом шириной 8 м надо покрыть крышей высотой 2 м. Какой длины нужны стропилы? СТРОПИмЛА (др.-русск. стропъ — "крыша, потолок") — несущая, поддерживающая конструкция двускатной кровли. (Слайд 13)
- Когда вы будете проводить на дачу свет и вам надо будет рассчитать длину электрического провода от домика высотой 2,5 м до столба высотой 8,5 м, то вас “выручит” теорема Пифагора. (Слайд 14)
- Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты? (Слайд 15)
Ребята, подведем итог проделанной работы:
“…Геометрия владеет двумя сокровищами:
Одно из них – это теорема Пифагора,
и другое – деление отрезков в среднем и
крайнем отношении…
Первое можно сравнить с мерой золота,
второе больше напоминает драгоценный камень.”
Иоганн Кеплер. (Слайд 16)
Почему же теорему Пифагора сравнивают с мерой золота в геометрии.
V. Самостоятельная работа
Сейчас ребята, в течение 10 минут выполним самостоятельную работу(листочки не забудьте подписать) (приложение №2).
VI. Заполнение листа оценивания работы на уроке
Ребята, подсчитайте число жетонов и внесите это число в лист оценивания, попробуйте сами оценить свою работу на уроке и оценить степень вашего участия оценками 5,4,3 и 2. Итоговую оценку вам сообщит Любовь Николаевна на следующем уроке.
VII. Итог урока.
Итак: Теорема Пифагора издавна широко применялась в разных областях науки, техники и практической жизни. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх, математик v века Прокл и другие.
Пребудет вечной истина, как скоро, Все познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век. А.Шамиссо
Спасибо за урок, желаю вам успешной сдачи экзаменов