Внеклассное занятие "Зачем людям нужны словари?"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Словарь – это вселенная, расположенная, в алфавитном порядке.
Анатоль Франс

Задачи.

  • Познакомить учащихся с историей появления словарей.
  • Способствовать развитию интереса к чтению словаря как необходимого помощника на пути к знанию.
  • Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру работы со словарём.

Оборудование.

  • Выставка словарей, бумага, ручка, словари для работы учащихся.

Ход занятия

- Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о словарях. Представьте, что вы выполняете домашнее задание и читаете в учебнике текст.

Текущая сверху вниз вода способна производить энергию. Поначалу для того, чтобы заставить энергию текущей воды крутить жернова использовались мельничные колёса. Сегодня силу текущей воды используют турбины, превращая её в электроэнергию.

- Значение, какого слова вам не знакомо? (жернова)

- Кто знает значение этого слова?

- Как быть в такой ситуации?

Мы должны обратиться к словарю.

- Кто сможет объяснить, что такое словарь?

Словарь – это книга, в которой даётся информация о произношении, истории слова, особенностях его употребления. Словари бывают разные: орфоэпические, фразеологические, морфологические, толковые и т.д. (все виды словарей выставлены на выставке)

- Мы познакомимся с толковым словарём. Словарь в переводе с латинского языка означает собрание слов.

Впервые идея создания словаря возникла в 1225 году.

Первый настоящий словарь возник в Англии в 1552 году.

- Я хочу вам рассказать о Толковом словаре Живого великорусского языка и о его создателе Владимире Ивановиче Дале.

Родился Даль в городе Лугани 10 ноября 1801 года в семье лекаря, выходца из Дании, Ивана Матвеевича Даля. Мать – Мария Фрейтаг – была замечательным человеком. Она много читала, знала языки, пела, играла на фортепиано. Даль окончил Морской кадетский корпус. В Оренбурге он получил должность чиновника особых поручений при военном губернаторе. Даль прожил 71 год из них 50 лет, он посвятил изучению русского языка. Он исколесил русскую землю вдоль и поперёк, но где бы он ни был, чем бы он не занимался, дело его жизни – собрание слов – всегда было с ним.

- А сейчас я вам расскажут о словаре, который создал этот великий человек. (Рассказывает заранее подготовленный ученик)

Этот словарь вмещает более 200 тысяч слов. Даль назвал свой словарь “живым”, потому что поместил в нём не только книжные слова, но и житейские слова и выражения, которые связаны с трудом, бытом, горем, и праздником тысяч простых людей. Этот словарь до сих пор остаётся единственным словарём, который охватывает как книжный, т. е. литературный язык так и простые слова, которыми пользуются в повседневной жизни.

Работа со словарями.

- Как расположены слова в словаре ? (Все слова расположены в алфавитном порядке)

- Почему слова располагают в алфавитном порядке?

- Я даю вам несколько слов, а вы самостоятельно должны найти их значение. (Виньетка, губерния, пистоль, секира.)

Учащиеся работают в группах. Затем каждая группа объясняет значение слова.

- Мы познакомимся ещё с одним словарём создателем, которого являлся Даль.

В 1862 году вышли в свет собранные Далем “ Пословицы русского языка”. Каждый вечер приносил Даль домой несметные сокровища, единственные, за которые не берут денег – только подбирай, - слова, пословицы, песни, прибаутки. Каждую пословицу он переписывает дважды на узких полосках бумаги. Даль называет их “ремешками”. Ремешки он вклеивает в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Таких тетрадей у Даля было уже 180.

Даль без конца переклеивает ремешки. Он всё думал, как лучше расположить пословицы. Сначала он расположил их просто по алфавиту. Но это был беспорядочный набор. Потом Даль расположил пословицы по темам. 180 тетрадей – 180 тем.

- Вы получили задание подобрать пословицы по темам и записать их на отдельных полосках бумаги.

1 гр. – о труде. (Дело мастера боится. В рабочее время – язык на засов. В труде рождаются герои).

2 гр. – о дружбе (Друга на деньги не купишь. Нет друга, ищи – нашёл, береги. Не поспоришь – не подружишь).

3 гр. – о родине (За правое дело стой смело. Родня сторона – мать, а чужая – мачеха. Если дружба велика – будет родина крепка).

4 гр. – об учении (Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит. Знания лучшие богатства. Знай - больше, а говори - меньше).

- Прочитайте по одной пословице и объясните её значение.

- А теперь каждый из вас побывает в роли великого Даля. Те пословицы, которые вы собрали, скрепите степлером в одну единую полосу.

- А мы посмотрим, у какой группы полоска получилась длиннее.

Затем все полоски скрепить вместе.

- Посмотрите, какая длинная полоса у нас получилась. У нас работал целый класс, а Даль работал один и если его ремешки склеить в одну полоску, то получится лента длиною в 7 километров. Всего пословиц он собрал 30130.

- Время не стоит на месте, и сейчас мы не представляем свою жизнь без компьютера. В нашу жизнь вместе с компьютером вошли и электронные словари.

- В каком словаре быстрее найти нужное слово?

- А как расположены слова в электронном словаре?

- Мы вернёмся к началу нашего занятия и попробуем по электронному словарю найти значение слова жернова. (Работа с БДЭ Кирилла и Мефодия)

- В какой словарь мы с вами должны зайти? Прочитайте значение это слова.

- Подводя итог нашего занятия, я хочу вернуться к словам французского писателя Анатоля Франса.

- Почему он так сказал о словаре?

- И нам осталось ответить на главный вопрос. Зачем людям нужны словари?

- С чем мы сегодня учились работать?

- По какому принципу расположены слова в словаре?

- Кто понял как работать со словарём?

- Что вы запомнили интересного из нашего занятия?