"Умножение и деление на 5. Решение задач". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: дети закрепляют знания по таблице умножения на 5 и учатся делить на 5.

Задачи:

  • отрабатывают навык устного счета,
  • составляют таблицу деления на 5 на основе знаний таблицы умножения на 5, совершенствуют навык решения составных задач,
  • формируют умение решать задачи геометрического содержания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа.

Оборудование: снеговик (из цветной бумаги); карточки с таблицей умножения на 2, 3, 4, 5; квадраты для учеников (из цветной бумаги), конверт с 5-ми.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Ребята, на улице сейчас холодно, мороз, наденем на пальчики перчатки (упражнение для пальцев). Разотрем ладошки. Стало жарко, подуем на них.

Ученица: Ребята, скажите, о каком месяце мой стишок?

Последний лист в календаре,
Последний месяц на дворе.
(декабрь)

II. Устный счет.

– Ребята, откройте тетради и подпишите число.

Наступил декабрь, значит скоро Новый год, скоро в гости придет Дед Мороз, но сейчас у него совсем нет свободного времени, поэтому он отправил к вам с письмом своего помощника, снеговика.

Ой, ребята, видимо, он так спешил, что запнулся за порог и рассыпался.

– Что же делать?

– Нужно помочь ему.

– Чтобы появился первый ком, выполним устный счет в парах

1) повернулись друг к другу (работа по карточкам на умножение 2, 3, 4, 5 – 2 минуты) Шепните на ушко соседу оценку за устный счет.

Поднимите руку у кого 5? 4?

2) «Куча мала» перемножь соседей: 5 1 2 3 0 , отвечает 1 ученик, остальные – топ, хлоп. Какие правила умножения чисел вы вспомнили?

(числа можно умножать в любом порядке, а х 0 = 0 и 0 х а =0, а х 1 =а и 1 х а = а)

– А какие числа из основания «кучи» делятся друг на друга?

(5:1, 2:1, 3:1, 0:1)

Вывод: а:1=а, 0:а=а, на 0 делить нельзя.

– Отлично, у Снеговика появился первый ком.

III. Новый материал.

1) Ребята, может быть, кто-то из вас догадался, как будет звучать тема нашего урока?

– Умножение и деление на 5.

Цель: закрепить знания по таблице умножения и деления на 5.

– В школе Деда Мороза Снеговик решал выражения на умножение, проверьте его:

  • 5 х 1 =1
  • 5 х 2 = 10
  • 5 х 3 = 18
  • 5 х 4 = 20
  • 5 х 5 = 25
  • 5 х 6 = 35
  • 5 х 7 = 30
  • 5 х 8 = 48
  • 5 х 9 = 50

(дети исправляют ошибки)

– Что вы знаете о результатах при умножении на 5?

(увеличиваются на 5)

– Что забыл Снеговик?

(таблицу умножения числа 5)

– Зная таблицу умножения, мы легко можем составить таблицу ....

(деления на 5) (дети по 1 составляют таблицу)

2)Работа в рабочей тетради с. 3 № 2 – заполни пропуски, проверяем по цепочке.

– Вы отлично запомнили таблицу деления на 5 и с вашей помощью, у Снеговика появился второй ком.

IV. Физ. минутка.

Учитель показывает карточки с выражениями на умножение и деление, если в выражении ответ верный, дети стоят, если нет, то прячутся за стулик.

V. Решение задач.

Учебник с. 7 №16.

Ученик решат у доски с объяснением:

1) 20:5=4 (х.) – в одной клетке.
2) 4х3=12 (х.)

Ответ:12 хомячков.

– Какие знания помогли решить задачу?

– Теперь у Снеговика появилась голова.

VI. Геометрический материал.

– Все ли у Снеговика на месте?

(нет головного убора).

Измерьте стороны геометрической фигуры на вашем столе, назовите ее (квадрат)

– Почему? (все стороны равны).

С/р – Найдите периметр квадрата. Один у доски, объясняет решение:

5+5+5+5=20 (см), удобнее 5х4=20 (см)

– Головной убор на месте.

VII. Из истории.

Рассказывает ученик: И 100 лет назад дети учились в школах и решали задачи. А знаете ли вы, что раньше на Руси массу измеряли не в килограммах, а в пудах.

1 пуд = 16 кг.

А 2 пуда?

– Устно решим задачу на с. 10.

VIII. Итог урока.

– О чем вы расскажете дома?

– Мы закрепили знания по таблице умножения и деления на 5, составили таблицу деления на 5, учились решать задачи, делать выводы.

Нарисуйте веселого смайлика, если вы все поняли и можете объяснить другому, серьезного, если вам еще нужна помощь, грустного, если было трудно.

– А где же письмо от Деда Мороза? В нем пятерки для вас, здесь Дед Мороз написал, 1 оставь себе, а вторую подари тому, кто сегодня на уроке хорошо работал.