Воспитательная программа: "Люби, знай и охраняй свою малую родину – Архангельск"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка.

Важной задачей воспитания на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры, истории своего края.

Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Для этого нужно проводить работу по формированию у школьников чувства любви к Родине, к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей среды; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Воспитывать потребность в изучении, сохранении природы родного края, историко-культурного наследия. Прививать учащимся чувства глубокого уважения к ветеранам войны и труда. Способствовать развитию у детей творческих способностей через приобщение к народной культуре.

Краеведение является важным моментом в формировании исторического и патриотического сознания детей и способствует желанию трудиться на благо родного города Архангельска.

Цель программы.

Способствовать воспитанию гражданина России – патриота малой родины, знающего и любящего свой город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принимать активное участие в его развитии.

Задачи программы.

  • Создать условия для воспитания гражданственности через изучение истории родного края.
  • Создать условия для ознакомления с историей и современной жизнью Архангельска.
  • Создать условия для формирования у учащихся готовности трудиться на благо Архангельска.

Программа рассчитана на 2 года (2012-2013 уч. г., 2013-2014 уч.г.), 8 и 9 классы, возраст 14-16 лет.

Реализация программы предполагается через приоритетные блоки.

  • Мой город
  • Исторические места моего города.
  • Мои земляки.

Этапы реализации программы.

1 этап: блок «Мой город» –

  • 2012-2013 учебный год. (8 класс, 1-3 четверти).

2этап: блок «Исторические места моего города»–

  • 2012 -2013 учебный год. (8 класс, 4 четверть).
  • 2013-2014 учебный год (9 класс, 1 и 2 четверти).

3 этап: блок «Мои земляки»–

  • 2013-2014 учебный год (9 класс, 3 и 4 четверти).

Формы реализации задач.

  • Дискуссии, диспуты, конференции.
  • Ролевые, деловые, образовательные игры.
  • Экскурсии, уроки в музее.
  • Соревнования, викторины, интеллектуальные марафоны.
  • Проекты, проектные игры.
  • Исследовательская деятельность.
  • Участие в общешкольных и городских мероприятиях.
  • Конкурсы, кроссворды.
  • Круглый стол, встречи с интересными людьми.
  • Презентации, доклады, рефераты.
  • Цикл книжных выставок, фотовыставка, выставка рисунков.
  • Устный журнал, лекции, беседы, слово учителя.
  • Посещение драмтеатра, кинотеатра, библиотеки.
  • Оформление стенда, фотоальбома, альбома с рисунками.
  • Проведение диагностики, мониторинга.
  • Литературно-музыкальная композиция.
  • Встречи в центре по трудоустройству.

Блок «Мой город».

Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлении системе образования России, так как способствует формированию у школьников высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Нельзя научиться по настоящему любить свою Родину, не зная истории своего народа, культуры, фольклора, традиций своего края.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, это поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Задачи.

  • Создать условия способствующие развитию гражданской активности, патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины, своего края.
  • Создать условия способствующие получению и расширению знаний учащихся об истории города Архангельска.

Формы реализации задач.

  • Цикл книжных выставок.
  • Устный журнал.
  • Презентации.
  • Викторины.
  • Занятие в музее, в библиотеке.
  • Фильм.
  • Доклады.
  • Лекции.
  • Конкурс рисунков.
  • Фотовыставка.

Содержание программы.

Мой город (10 ч.)

Познакомить с историей основания нашего города .Показать способы накопления исторических знаний по истории края, способы работы с архивами, картами. Изучить историю создания герба города . Практическое занятие: экскурсия в музей, проведение конкурса на лучший эскиз герба нашей школы. Виды музеев. Их назначение. Экскурсия в музей. Как развивался Архангельск в советское время. Какие изменения происходят в наши дни. Учить делать презентации. Дать навыки и умения проводить исследовательскую деятельность. Сообщить о дате и причине рождения города. Одно из первых упоминаний в истории российской о новом северном городе относится к 1584 году, когда "писана на Москве" грамота царя Ивана Грозного двинским воеводам П.А. Нашекину и А.Н.Залешанину-Волохову с указанием "поставить город". Первыми строениями вокруг Михайло-Архангельского монастыря были крепость, гостиные дворы для купцов и морская пристань.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться своей малой родиной, изучает ее историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.
  • Появится интерес к изучению истории города Архангельска.

План реализации программы.

 Блок Мероприятия Класс Сроки Место проведения
Мой город 1 Организационное занятие (слово учителя, беседа, первичная диагностика). 8 «А» Сентябрь Гимназия №24
2 История основания нашего города: «И вечен ты, Архангел-град». 8 «А» Сентябрь Детская библиотека им.Е.С. Коковина
3 Фильм «Под крылом Архангела». 8 «А» Октябрь Детская библиотека им.Е.С. Коковина
4 История основания нашего города «Мой белый город над Двиной» – виртуальная экскурсия. 8 «А» Октябрь Детская библиотека им.А.П. Гайдара.
5 История основания нашего города(презентации учащихся). Фотовыставка, конкурс рисунков. 8 «А» Ноябрь Гимназия №24
6 Архангельск – город воинской славы. 8 «А» Декабрь Детская библиотека им.Е.С. Коковина
7 Архангельск в советское время. 8 «А» Январь Краеведческий музей
8 Архангельск в наше время. 8 «А» Февраль Гимназия №24
9 Итоговое занятие «История основания нашего города». Презентации учащихся по теме «Архангельск в будущем». 8 «А» Февраль Гимназия №24
10 Игра «Что, где, когда?». Подведение итогов по теме «Мой город». 8 «А» Март Гимназия №24

Полностью текст работы приведен в Приложении.