Урок чтения и развития речи по теме "Согласные звуки [p], [p']"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия: 

  • познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука (р), учить правильному произношению звука (р) в словах и слогах, упражнять в звуковом анализе слов, познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой;
  • учить узнавать графический образ буквы, печатать букву Р;
  • способствовать развитию грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха;
  • формировать навыки правильного, слогового чтения; прививать интерес и любовь к чтению.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы слов, касса букв демонстрационная, алфавит демонстрационный в картинках, учебная книга “Азбука” Н.Павловой, рабочие тетради в крупную клетку.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок,
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!

2. Постановка темы и цели урока.

  • Фонетическая зарядка.

– Скажите, как кони храпят… (хррр)
– Скажите, как едет мотоцикл… (дрр)
– Скажите, как вороны кричат… (каррр)
– Скажите, как собаки рычат …(рррр).

– Догадайтесь с каким звуком будем работать?

Ответы детей: Со звуком ([ р ], [ рь ]).

  • Артикуляция звуков [р] ,[р‘].

– Давайте произнесём звук (р) – (рот открыт, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, воздушная струя идёт через рот)

– Какой это звук? (Согласный, воздушная струя встречает препятствие)

  • Объявление темы занятия.

Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, будем читать слоги и слова со звуком (р).

3. Работа над новым материалом.

  • Слого-звуковой анализ слов “рак” и “река”.

Педагог: Посмотрите, кто это? (Вывешивается картинка рака)

Дети: Рак.

Педагог: Выделите первый звук в слове рак.

Дети: Р-р-р.

Педагог: Какой это звук?

Дети: Согласный, т. к. воздух проходит через преграду. Твёрдый.

Педагог: Ребята, а где водятся раки?

Дети: В реке.

Педагог: Произнесите первый звук в слове река. Какой это звук?

Дети: Рь-Рь-Рь. Это мягкий согласный звук.

Педагог: Эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласная буква ЭР.

(На доску вывешиваются 2 карточки с буквами Р, РЬ – синего и зелёного цвета.).

Выкладывание схем этих слов на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях.

– Сколько букв в словах, сколько звуков в слове в слове рак (3 буквы и 3 звука).

– Сколько слогов в этом слове? (один слог, т.к. одна гласная).

– Сколько букв в словах, сколько звуков в слове в слове река (4 буквы и 4 звука).

– Сколько слогов в этом слове? (два слога, т.к. две гласные).

  • Работа с книгой “Азбука” Н.Павловой.

– Откройте “Азбуку” на стр.31, прочитайте слоги!

РО РА РИ РУ РЫ

– Дополните слоги до целых слов (роза, радуга, курица, рубашка, рыба).

  • Динамическая пауза.

– Давайте поиграем! Я буду называть слова, если твёрдый звук (Р) – поднимите руки кверху, потянитесь; если мягкий (Рь) – опустим вниз, встряхнём кистями, если нет звука – разведём руки в стороны.

Слова: завтрак, рысь, кино, урок, ремень, картина, репа, обруч, резинка, ножницы, ручка, радуга, пекарь, раковина, динозавр, берлога, якорь, мухомор.

4. Повторение пройденного

Педагог: Из чего состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из предложений.

Педагог: Из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Педагог: На какие части делятся слова?

Дети: Слова делятся на слоги.

Педагог: Что мы слышим и произносим?

Дети: Мы слышим и произносим звуки.

Учитель: На какие 2 группы можно разделить все звуки?

Дети: Звуки бывают согласные и гласные.

Педагог: О каком звуке идёт речь?

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … (гласный).

Педагог: А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием?

Дети: Согласные.

Педагог: Посмотрите на ленту букв. Прочитайте гласные буквы, которые мы уже изучили.

Назовите изученные согласные буквы. А теперь посмотрите на доску и догадайтесь, какая буква лишняя и почему?

Р Л О Н Т Б С
А У О Н И Ы

Дети:

1. Лишняя буква О, т.к. она гласная, а все остальные – согласные.
2. Лишняя буква Н, т.к. все буквы гласные, а буква Н – согласная.

  • Дидактическая игра “Что получится из “кар”.

Будь внимательным, подумай, слово заверши:

Плотная бумага (кар…..) картон
Овощ (кар…..) картофель
Рыба (кар…..) карась
Вешают на стену (кар…..)картину
Транспорт для золушки (кар….) карета.

5. Работа с книгой

  1. Чтение слов с буквой “Р” в “Азбуке” на стр..31.
  2. – Посмотрите на иллюстрацию в книге! Что видите? Чем дети занимаются? Ответы детей.

– Давайте прочитаем!

6. Физкультминутка

– Как запомнить букву ЭР?
Каждый может например:
Руку на бочок поставить
И друг другу ЭР представить!
Буква Эр на речке парус, вдаль плывёт
небес касаясь

7. Закрепление

  • Дидактическая игра “Вставь пропущенный слог” (работа с магнитной доской и буквами).

Педагог раздаёт карточки на которых изображены: (огурец, краб, горох, рыба, репа. рысь).

На доске подготовленная подготовленная запись педагога: огу….й (ребёнок вставляет слог ре), к…б (вставляет слог ра), го....х (ребёнок вставляет слог ри), ….ба (вставляет слог ры), …..па (вставляет слог ре), ….сь (вставляет слог ры).

Дети читают получившиеся слова: (огурец, краб, горох, рыба, репа, рысь).

  • Развитие фонематического слуха:

– Заблудился звук в словах, не найду его никак!
– Помогите, помогите, звук скорее отыщите!

– Найдите ошибку и скажите правильно:

  • Норку роет старый кот, разрыхлил весь огород (крот), а не кот.
  • Испугался гнома Рома, заревел он громче гнома (грома), а не гнома.
  • Лежали на столе тучки, тучек было четыре штучки (ручки), а не тучки.
  • У печки с удочкой сижу, от рыбы глаз не отвожу (речки), а не печки.
  • Воробьишко поскакал, где-то кошек отыскал (крошки), а не кошек.
  • Дидактическая игра (под музыку) “Я знаю слова со звуком Р”.

Дети получают карточки, встают в круг, определяют, что нарисовано и называют слова со звуком “р”.

Карточки:

Птицы (сорока, ворона, грач, тетерев, воробей).
Дерево (берёза, рябина, верба, груша).
Овощ (репа, картофель, горох, морковь, кукуруза).
Имя (Рита, Марина, Андрей).
Цветы (ромашка, роза, репей).
Транспорт (паровоз, пароход).
Животное (тигр, рысь, жираф).

8. Рефлексия. Подведение итогов:

– Что было самое интересное? Что вам запомнилось? Что было самым сложным? Что нужно сделать, чтобы это затруднение стало понятным, нетрудным?