Родительское собрание в средней группе "Можно ли обойтись без наказаний"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
  • Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети - проблеме целесообразности применения наказаний.
  • Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. “Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь”, “Люби сына жезлом”, “Ненаказанный сын – бесчестье отцу”. “Кулаком да в спину- то и приголубье сыну”.

В настоящее время существует две позиции отношения к наказаниям “за” и “против”.

(Подвести итог письменного опроса родителей по этой теме)

Позиция “за” наказания: их надо использовать, так как ребёнок делает всё назло, не понимает слов, а как только его шлёпнут, сразу понимает.Не зря наказания использовали раньше.

Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт родителей в играх и собственных суждениях?

Пример: рассматривая на занятии предметные картинки, дети видят ремень для брюк, на мой вопрос для чего нужен этот предмет, многие дети сразу ответил - бить по попе.

Комментарий юриста

В1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Согласно требования Конвенции и нормативно-правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Ударить ребёнка – значит нарушить его права. Унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребёнку не “Ты плохой”, а “Ты сделал плохо”, не “Ты жестокий”, а “Ты поступил жестоко”. Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Позиция “Против наказаний”

Л.Н. Толстой писал: “Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают... Желание наказать есть желание мести”.

Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность найти разумный способ воздействия на ребёнка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что ребёнок теряет веру в свои силы и уважение к себе, т.е. то, что позволит ребёнку быть успешным в дальнейшей жизни. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, лживыми и жестокими, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. Дети перестают уважать старших, испытывают чувство мести, страх.

Психоневрологи считают: Болевые методы, не оправдавшие себя даже в уголовном наказании, не помогают при воспитании детей.

Суть воспитания сегодня – создание у ребёнка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Ребёнка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, т.к., боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, помощь, поддержка.

Вопрос к родителям:

- В чём, по-вашему, заключается вред запугивания ребёнка?

Часто взрослые не выполняют обещаний, и ребёнок привыкает к угрозам. Использование угроз и запугиваний приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребёнок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.

Психологи посвятили много исследований самоанализу человека, т. е. самооценке. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка и зависят от того, как с ними обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Ребёнок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Каждый ребёнок ждёт подтверждения, что он - хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. По мнению учёных, эмоциональный комфорт ребёнка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей. Формирующееся отношение ребёнка к другим людям определяется, прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, вызывать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись и без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.

У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в 47% случаев. Поощрение, например, когда он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Если он проделал это действие , например взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов. Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и это травмирует нервную систему ребёнка. Брать слово с ребёнка также ненадёжное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то, сколько обещаний он не даст, выполнить их всё равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы.

Ситуация для анализа

Четырёхлетний Алёша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол, После того как мальчик “отбыл наказание”, отец спросил его:

- Будешь ещё так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял.

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

Замечания, сделанные так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;

Выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых передач, лакомства, но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди. Игнорировать ребёнка можно не более нескольких минут. Недопустимо наказывать трудом, труд должен быть радостью. Можно использовать “метод естественных последствий”: насорил – убери за собой. Полезно дать понять ребёнку, что он сам страдает от своего непослушания. Вовремя не убрал игрушки – меньше времени на занятие любимым делом. Недопустимо злоупотреблять запретами, это вызывает стремление противодействовать им. Рекомендуется отвлечь малыша. Так, маленькому ребёнку можно напомнить, что он хотел рассказать о чём-то, предложить заняться вместе чем-нибудь. Но если и это не помогает надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь важно, единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость и разрешить сделать то, за что ругали, как весь эффект наказания будет нулевым.

Подведём итог нашей беседы. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, учитывать при этом мотив поступка и возрастные особенности ребёнка. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
  2. Основанием могут быть только безнравственные поступки: отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды, грубость и др.
  3. Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым.
  4. Следует учитывать срок давности проступка. Наказан – прощён, о старых проступках – ни слова.
  5. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время занятий, во время игры.
  6. Нельзя наказывать, когда у ребёнка что-то не получается, но он старается.
  7. Наказание не должно вредить здоровью.
  8. За один проступок – одно наказание.