Внеклассное занятие по литературе "Красной кистью рябина зажглась…"

Разделы: Внеклассная работа


Педагог. Добрый день, юноши и девушки, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена творчеству известной поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Поднимите руку, кто знаком с творчеством Марины Ивановны. А что вы о ней знаете (диалог с учащимися). Цель нашей встречи: ближе познакомиться с жизнью и судьбой самобытного художника слова Марины Ивановны Цветаевой. Творческие коллективы (театральная студия “Душа” и студия театра мод “Ажур”) подготовили для вас литературно-музыкальную композицию “Красною кистью рябина зажглась...” Приятного вам просмотра.

Звучит музыка И. Крутого “Ты в сентябре”, в танце выходит Осень. В ее руках грозди рябины, осенние листья. В финале танца выходят Чтецы. Осень передает им грозди рябины. Чтецы одеты в красно-черные одеяния.

1. (На фоне музыки)

Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья, я родилась
Спорили сотни колоколов
День был субботний Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.

2. (на фоне звона колоколов) Осенью, в период листопада, в праздничный день Иоанна Богослова, под звон колоколов в Москве 26 сентября по старому стилю 1892 года родилась Марина Ивановна Цветаева. Отец Цветаевой был известным профессором, филологом, мать – талантливой пианисткой, открывшей перед детьми чудесный мир природы, давшей им в руки лучшие в мире книги.

3.С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи. Любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.

4. В 1910 году, еще не сняв гимназическую форму, тайком от семьи Марина выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом”, который заметили известные литераторы.

5. Небольшой сборник стихотворений многое изменил в судьбе юной Марины: ввел в литературные круги, подарил дружбу с Максимилианом Волошиным, даровал любовь к Сергею Эфрону.

6.

К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома!
(Почему альбом, а не тетрадь?)
Ваша книга – это весть “оттуда”,
Утренняя благостная весть,
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: “Чудо – есть!” (М. Волошин)

1. “Вечерний альбом” - Макс – Коктебель - Сердоликовая бухта вручили Цветаевой Сергея Эфрона.

2. Все было как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает: если молодой человек найдет и подарит ей любимый сердолик, она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились.

3. Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге... (“Я с вызовом ношу его кольцо...” М. Цветаева)

4. “Моя любовь – это страстное материнство, не имеющее никакого отношения к детям”, - говорила Цветаева.

5. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого, что лес – моя колыбель, и могила – лес... (“Я тебя отвоюю у всех земель...” М. Цветаева)

6. Второй сборник стихов Марины Цветаевой “Волшебный фонарь” имел говорящее название, так как “волшебный фонарь” - кинематограф, новое искусство в 20 веке.

На экране модели 1910-1920 гг.

1. Роскошные туалеты русской аристократии. В удешевлённом варианте мода высших кругов переселялась в гардеробы среднего и мелкого буржуа, обрастая своими деталями украшений, приспосабливаясь к его социальному положению, средствам и вкусам.

2. Под влиянием коренных экономических и социальных переворотов в мире пролетариат начинает играть большую роль, меняется положение женщины в обществе. И как следствие, появляются принципиально новые виды одежды – функциональные и практичные, ориентирующиеся на условия жизни и быта простых людей, - рабочие спецовки, блузы и короткие юбки, удобные для работы.

3. Предлагаемые модели разработаны художниками: Ламановой, Макаровой, Степановой и. др.

Демонстрация моделей 1910-20-х гг. на музыку “Время вперед”.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт... (М. Цветаева)

4. В сборниках “Из двух книг”, “Версты 1”, “Версты 2” чувствуется провидческий дар Цветаевой. Сборники показали: Марина Цветаева – самобытный художник с большой будущностью.

5. Марина Ивановна посвятила цикл стихотворений Великому русскому поэту А.С. Пушкину. Она была хорошо знакома с В. Брюсовым, М. Горьким, В. Маяковским, Б Пастернаком, А. Ахматовой и другими поэтами. Им она посвящала свои стихи. Особенной любовью проникнуты строки к ее кумиру Александру Блоку.

6. Имя твое – птица в руке... (М. Цветаева)

Звучит романс на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной...” Песня исполняется под гитару.

1. Октябрьская революция, расколовшая Россию в 1917 году, “прошла через сердце поэта”: ее муж Сергей Эфрон оказался на Дону, в Белой гвардии, в 1920 году умирает от голода младшая дочь Сергея и Марины Ирина, а в 1922 году Цветаева уезжает через Берлин в Прагу, затем в Париж к мужу, покидает Россию, чтобы вернуться, когда Вторая мировая война едва начнет отсчет своих жертв.

2. 17 лет – долгие годы эмиграции, проведенные на чужбине. Марина Цветаева постоянно думала о Родине.

3.

Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала... (М. Цветаева)

4. В октябре 1913 года Цветаева напишет стихи, которые и нынче, спустя столько десятилетий, звучат мудро, глубоко, примиряюще. Дан тезис “Не надо людям с людьми на земле бороться”, и далее следует “система доказательств”.

5. Я знаю правду! Все прежние правды – прочь! (М. Цветаева)

Звучит романс на стихи М. Цветаевой “Генералам двенадцатого года...” из фильма “О бедном гусаре замолвите слово...” (видеосюжет)

6. Верных сынов Отечества, героев, неустрашимых генералов: Горчакова, Ермолова, Милорадовича, Раевского и многих других, стоявших насмерть в Бородинской битве, помянула в стихах Марина Ивановна Цветаева. Не назвала поименно, но вспомнила всех. Лишь одно имя прозвучало – Тучкова-четвертого.

1. Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни.

Звучит романс на стихи Цветаевой из кинофильма “Жестокий романс” “Под лаской плюшевого пледа...” (видеосюжет)

2. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились стихи Цветаевой: честные, гуманные, неподкупные. “Мой читатель остался в России”, - сетовала она. Была очень сильная ностальгия, она тосковала по Родине.

3. Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.. (М. Цветаева)

4. Сначала в Россию возвращается Ариадна, дочь Цветаевой и Эфрона, затем – муж. Возвращаются на свою погибель. В 1939 году на Родину возвращается Марина вместе с сыном Георгием.

5. Началась Великая Отечественная война. Нет рядом друзей, нет жилья, работы, нет семьи.

6. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в Елабуге, покончила собой 31 августа 1941 года.

1.

Рябину Рубили Зорькою.
Рябина – Судьбина Горькая.
Рябина – Седыми спусками...
Рябина! Судьбина русская.

Звучит фонограмма на стихи Цветаевой “Уж, сколько их упало в эту бездну...”

На экране фотографии известных людей, например, М. Зощенко, Н. Гумилева, О. Мандельштама, Е. Замятина и др.

Во время финала песни Чтецы проходят через весь зал.

Педагог. Рефлексия. Понравилось ли вам выступление ребят? Какие вопросы у вас есть к участникам выступления? Композиция называется “Красною кистью рябина зажглась...”, какое ключевое слово можно выделить в названии? (Рябина) Вы разделились по микрогруппам. Я предлагаю вам поработать со словарями, составить “древо понятия” на слово “рябина”. (Работа со словарями.) Символом чего является рябина? (Символом тяжелой, горькой судьбы Цветаевой). Какое вас больше всего запомнилось стихотворение? Почему? Дайте небольшой анализ понравившегося стихотворения. Что нового для себя вы познали сегодня?

Я предлагаю вам ещё поближе познакомиться с поэзией М.И. Цветаевой, выбрать одно из стихотворений и в форме рисунка показать один из моментов жизни и судьбы поэтессы.

Наша встреча подошла к концу. Всего доброго!