Развитие прыгучести у девушек

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение.

Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приёмы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, школьникам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств.

Особенно важным для волейболиста является развитие скоростно- силовых качеств, в частности прыгучести, без которых невозможны эффективные действия при игре в нападении.

В ходе исследования нами получены данные, характеризующие уровень развития скоростно – силовых качеств у юных спортсменов. Отработаны и систематизированы средства развития прыгучести у школьников.

В этом научная новизна моей работы.

Глава 1. Литературный обзор.

По мнению многих специалистов значительное место в процессе физического воспитания юных спортсменов должно быть отведено воспитанию скоростно – силовых качеств. (В.Ф. Лолийко, В. Филин 1968г.; В Фомин, 1968 и др.), так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует достижению высоких спортивных результатов.

Спортивные игры предъявляют высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и др. действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения. Прыжок вверх в возрасте 14-15 лет увеличивается на 9,6 %, а в 16-17 лет на 11,6 %.

Скромны результаты исследований, относящихся к женским волейбольным командам. Лишь немногие учёные выбрали объектом исследований девушек.

Содержание и время проведения занятий по специальной физической подготовке зависят от периода подготовки и задач.

Исходя из этого, желательно их строить следующим образом. Физической подготовкой волейболисты занимаются в течении 45 минут основным занятием вне зависимости от периода. Занимающиеся подготавливаются к предстоящей работе, выполняют упражнения, способствующие развитию физических качеств, необходимых волейболистам. Главное внимание уделяется таким физическим качествам, как быстрота, ловкость и гибкость. Содержание полуторачасовых занятий должно соответствовать задачам, поставленным тренером перед игроками в игровой части занятия. (И.П. Ратов. 1971).

В подготовительном периоде помимо 45 минутных и полуторачасовых занятий желательно проводить самостоятельные занятия по специальной физической подготовке продолжительностью 2-2,5 часа. Так как такие занятия проводятся 1-2 раза в неделю в них важное место отводится развитию скоростно-силовой и прыжковой выносливости, а также совершенствованию качеств, недостаточно развитых у большинства школьников. (М.Перельман, 1969г.).

Рассмотрим ряд методов, применяемых для развития прыгучести:

  • приседание со штангой на руках;
  • выжимание штанги ногами;
  • подъём гири, стоящей между двух скамеек, хватом руки из положения приседа на скамейке;

Глава 2. Цель и задачи исследования. Объект и организация исследования.

2.1. Цель, задачи и методы исследования.

Цель_работы: повысить уровень развития скоростно-силовых качеств, в частности прыгучести у девушек.

В ходе исследований решались следующие задачи:

1. Определить уровень развития скоростно-силовых качеств у волейболисток школы.

2. Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений для развития прыгучести у юных волейболисток.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

  • Анализ научно-методической литературы.
  • Педагогическое тестирование.
  • Педагогический эксперимент.

Целью теоретического анализа литературы явилось изучение места и значение скоростно – силовой подготовки спортсменов в современных условиях игры, а также ряда факторов, определяющих успешность действий волейболистов в атаке.

Особое внимание уделялось рассмотрению средств и методов развития специальных физических качеств юных волейболистов.

Одним из основных методов наших исследований явился педагогический эксперимент. Последовательный сравнительный эксперимент был организован с целью подтверждения целесообразности и эффективности применения специально разработанной методики развития прыгучести юных волейболисток.

По разделу был составлен комплекс тестов:

  • Челночный бег 6*5 (30м).
  • Прыжок в длину с места.
  • Прыжок вверх с разбега.
  • Прыжок вверх с места.

2.2 Объект  и организация исследования.

Педагогический эксперимент был организован на базе МАОУ СОШ №7 ст. Полтавской. В нём приняли участие 12 девушек МАОУ СОШ №7, возраст испытуемых 13 – 14 лет.

Перед началом педагогического эксперимента 9 -10 сентября 2009 года проводилось тестирование волейболисток по четырём, выбранным нами тестов.

Девушкам давалось по две попытки на выполнение каждого из них, и фиксировался лучший результат. Педагогический эксперимент проводился с 11 сентября 2009 года по 2 января

2010 года. Практическая часть эксперимента связана с применением в учебно-тренировочном процессе специального комплекса упражнений на развитие прыгучести волейболисток

Результаты, полученные в ходе исследований, обработаны статистическими методами (Ашмарин Б.А., 1978 г).

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение.

В соответствии с целью работы нами был проведён педагогический эксперимент, основной задачей которого явилось научное обоснование эффективности предложенного нами комплекса упражнений на развитие прыгучести.

Если говорить о наших испытуемых, то педагогический эксперимент проводился в осеннее-зимнем полугодовом цикле, который продолжался с октября 2009 года по март 2010 года. В начале педагогического эксперимента нами проводилось тестирование волейболисток, результаты которого сравнили с результатами нормативов по СФП для девушек 13 лет (Ю.Д. Железняк, 1988г), можно сделать некоторые выводы об уровне специальной физической подготовленности спортсменок.

При проведении перечисленных упражнений использовались следующие методы:

- метод до отказа (3-5 подходов):

- метод больших усилий (3-6 подходов);

- повторный метод (5-6 подходов);

Следует указать на более высокие результаты прыжка вверх с места и с разбега у нападающих игроков. Результаты тестирования подтверждают необходимость развития прыгучести у испытуемых волейболисток.

По окончании педагогического эксперимента нами было проведено повторное педагогическое тестирование по СФП. Результаты тестирования указывают на положительные сдвиги по всем показателям. Так, средняя скорость пробегания отрезка 6*5 метров увеличилась на 0,41 м/сек; прыжок в длину с места – среднее значение увеличилось на 6,4 см; значительно увеличились результаты прыжка вверх с места и с разбега – на 3,5 и 3,3 см соответственно. См таблица № 1.

Таблица № 1.
Показатели скоростно – силовой подготовленности волейболисток 13-14 лет до и после педагогического эксперимента

№ п/п Упражнения До эксперимента После эксперимента
1. Бег 30 м – 6х5 (с) 11,6 11,2
2. Прыжок в длину с места (см) 194,6 201,0
3. Прыжок вверх с места (см) 42,3 45,8
4. Прыжок вверх с разбега (см) 46,4 49,7

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили нашу рабочую гипотезу и доказали эффективность предложенной методики развития прыгучести у волейболисток 13 лет.

Выводы:

Результаты тестирования указывают на недостаточный уровень развития прыгучести у девушек 13-14 лет. Показатели прыжка вверх с места и с разбега соответственно на 3,7 см и 5 см ниже разработанных нормативов для девушек этого возраста.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность и целесообразность применения в учебно – тренировочном процессе предложенной нами методики развития прыгучести у девушек 13 -14 лет.

Библиография.

  1. В.И. Белоус. Волейбол, 1988 год.
  2. Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов. М: Изд-во ГЦОЛЛИФК, 1990 год.
  3. Дукальская А.В. Современное представление о развитии физических качеств волейболистов. М, 1993 год.
  4. Железняк Ю.Д., Ивайлов А.В. Волейбол: Учебник физкультуры. М: Физкультура и спорт, 1991 год.
  5. Иорданская Ф.А., Карполь И.В. Значение функциональной подготовки в процессе тренировки высококвалифицированных волейболисток. Теория и практика физической культуры, 1995 г.
  6. Крауя А.А. Оценка функционального состояния высококвалифицированных волейболисток. Рига, 1991 год.
  7. Плюдо Д.Д., Ничин Д.А. Двигательная деятельность волейболистов в соревновательных условиях. Харьков, 1990 год.