В гостях у Смурфиков

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели: продолжать работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики; продолжать работу над просодическими компонентами речи; учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значениями по теме “Фрукты”; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: артикуляционные карточки, массажные мячи, карточки с цифрами от 1 до 5, зубочистки, салфетки, карточки с фруктами, эспандеры, гном Смурфик.

Ход занятия

1. Приветствие (Приложение 1, слайд 1)

Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так, как вас называет мама. (Дети называют свои имена, садятся на стулья, стоящие перед логопедом полукругом.)

2. Объявление темы и цели занятия (слайд 2)

3. Лексико-грамматические упражнения по теме “Фрукты”.

  • Упражнение “Фрукты для гнома Смурфа” (слайд3)

Логопед: К нам в гости пришел гном Смурф. (Показать игрушку или картинку.)

Давайте угостим его фруктами. Для этого нужно назвать каждый фрукт ласково.

Дети по очереди называют ласково изображенные на их картинках фрукты, (щелчок) составляют предложения по образцу (Я угощу гнома яблочком).

Логопед: Какие хорошие, вкусные фрукты вы подарили гному. Как их много!

  • Игра “Что спрятал гном? Какого фрукта не стало?” (слайд4)

Логопед: Гном хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закроете глазки, а гном уберет одну картинку. Затем вы посмотрите на оставшиеся картинки и скажете, какой фрукт спрятал гном. (щелчок)

  • Игра “Посчитай” (слайд5)

Логопед: Помогите гному посчитать фрукты (Пять слив, два яблока.)

  • Игра “Продолжайте” (слайд 6)

Логопед: Гном решил сравнить фрукты между собой. Помогите ему. Закончите предложения.

Яблоко большое, а ананас... (Больше.)
Вишня кислая, а лимон... (Кислее.)
Груша сочная, а апельсин... (Сочнее.) И т.д.

4. Пальчиковая гимнастика

Упражнение “Фрукты” (слайд 7)

Читает логопед Выполняют дети
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины,
На каждую строчку массировать пальчики, начиная с мизинца, от основания к кончику.
Но купили с мамой груши,
Их скорей, дружок, ты скушай!
Сжимать и разжимать пальчики.

5. Динамическая пауза

Игра на внимание “Слива, яблоко, банан”. Логопед называет слова и показывает соответствующее движение: “слива” – большой палец соединяется с указательным в кольцо, “яблоко” – кулак, “банан” – ладонь руки раскрыта.

Затем логопед начинает путать детей (например, говорит “слива”, а показывает “банан”). Детям надо быть внимательными и не ошибаться. Играть можно правой рукой, левой рукой, обеими руками.

Игра “Любопытная Варвара” (на пространственную ориентировку) (слайд 8)

Читает логопед Выполняют дети
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Ты, Варвара, не крутись.
Посмотри назад, вперед,
А потом наоборот.
Выполнение движений по тексту.
Пусть немного отдохнет
Шея не напряжена
И расслаблена!
Возвращается обратно,
Расслабление приятно!
Присесть, голову опустить вниз, затем поднять.

6. Артикуляционная гимнастика (слайд 9, 10, 11, 12, 13)

С этого занятия артикуляционная гимнастика проводится в форме сказки о Веселом Язычке. По ходу сказки повторяются все знакомые упражнения артикуляционной гимнастики и вводятся новые.

Фрагмент. Жил-был Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз – нет ли луж, вверх – есть ли солнышко. Закрыл окошко – жарко стало (а-а-а...). Открыл снова – холодно стало (д-д-д...). Побежал Язычок в ванну. Открыл дверь. “н-н-н..” – заскрипела дверь. “Надо дверь смазать”, – подумал Язычок. Включил свет – чик. Открыл воду – чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш-ш-ш... “Ой! – испугался Язычок и отдернул руки. – Надо открыть холодную воду!” (чик-чик-чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала теплой: сь-сь-сь... Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик-чик-чик. Закрыл скрипучую дверь: и-и-и... И побежал на кухню завтрак готовить.

Решил Язычок блины испечь. Начал тесто месить: пя-пя-пя... (губами), тя-тя-тя (зубками). Посмотрим, готово ли тесто? (Ватной палочкой “покалывать” язычок.) Нет, не готово. Снова месим тесто: пя-пя-пя... (губами), тя-тя-тя (зубками). Готово ли тесто? (Ватной палочкой “покалывать” язычок.) Готово!

Испек Язычок блины. Съел их с вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки. И решил пойти погулять.

7. Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица (слайд 14, 15)

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (щелчок) (Ежик.)

  • “Ежиковый массаж” (массажными мячиками-ежиками).

Проводится после отгадывания загадки.

Читает логопед Выполняют дети
Ежик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки, еж.
Ты колючий, ну и что ж.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Логопед проводит двумя массажными ежиками по ладоням детей.
Еж иголки отряхнул,
Еж свернулся и заснул.
Логопед держит массажные мячики-“ежики”, а дети гладят их – проводят с надавливанием по мячикам ладошками.
  • Упражнение “Птичка-невеличка” (слайд16)
Читает логопед Выполняют дети
Птичка ветки собрала,
Птичка гнездышко свила.
Прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями.
Птичке помогайте –
Ручки развивайте.
Дети из ладошек делают гнездышко.
И снесла яичко
Птичка-невеличка.
Дети сидят с закрытыми глазами. Логопед кладет грецкие орехи в “гнездышки”. Дети катают орешки между ладошками.

8. Работа над просодическими компонентами речи.

  • Упражнение “Назови свое имя” (слайд17)

Логопед знакомит детей с картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом-удивлением. Затем предлагает детям произнести свои имена с соответствующей интонацией. (Картинки символы педагог изготавливает самостоятельно.)

  • Упражнение “Песенки гласных звуков” (слайд 18)

(на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображениями гласных букв и их “песенок”. Дети должны воспроизвести соответствующую песенку.

Условные обозначения:

9. Работа над слоговой структурой слога.

  • Игра “Угадай слово” (слайд 19)

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями фруктов и говорит, что каждое слово можно поделить на части (слоги) и прохлопать (простучать). Дети тренируются в делении слов на слоги (отхлопывают или отстукивают каждое слово).

Логопед: Смурф загадал вам название фрукта. Угадайте его!

Логопед выставляет на доску пары картинок. Название одной из них отстукивается (отхлопывается), а дети угадывают, какой фрукт был загадан.

Примерный набор картинок: лимон – ананас, яблоко – слива, мандарин – груша, персик – абрикос.

Игра “Повтори скороговорку” (слайд20)

Проговаривание скороговорки с выделением слогов:

Аб-ри-кос у нас,
а-на-нас у вас.

10. Подведение итогов занятия. Оценка работы детей (слайд21)

Логопед читает вместе с детьми Выполняют дети
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Логопед читает вместе с детьми Выполняют дети
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Список использованных источников.

  1. Иванова Ю.В. “Рабочие листы для проведения логотренинга” (М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2008).
  2. Крупенчук О.И. Логорифмы / О.И. Крупенчук. – СПб., 2002
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков: тетради 1–8 /В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях: тетради 1–8 / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  5. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы: альбом упражнений / Н.М. Миронова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной к школе логогруппы: альбом упражнений / Н.М. Миронова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.