Цели урока:
Образовательная
- познакомить учащихся с одним из видов теплопередачи — теплопроводностью, научить объяснять данное явление на основании молекулярно-кинетической теории;
- раскрыть основные научные положения изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека Севера.
Развивающая
- продолжить формирование умений выдвигать гипотезу и проверять (или опровергать) ее экспериментально;
- развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать;
- прививать навык самообразовательной деятельности.
Воспитательная
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитанию чувства патриотизма, любви к родному краю, своей малой Родине;
- развивать коммуникативные способности, налаживать межличное взаимодействие путем организации работы в группе;
- развивать личные качества учащихся: организованность, внимание, аккуратность.
Здоровьесберегающая
- создание комфортного психологического климата на уроке;
- атмосферы сотрудничества: ученик-учитель, учитель-ученик, ученик-ученик.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации учебной деятельности учащихся: коллективная, работа в группе, индивидуальная за партой и у доски.
Оборудование: компьютер, экран, оборудование для физического эксперимента, дидактические материалы, гербарий.
План урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний, выведение темы и цели урока через проблемный вопрос и фронтальный эксперимент.
- Изучение нового материала, используя демонстрационный эксперимент, работу с учебником.
- Закрепление материала. Работа в группах. Решение качественных задач, связанных с природой республики Коми. Исследовательская деятельность.
- Первичная проверка усвоения материала.
- Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап.
(Самооценка готовности к уроку).
II. Актуализация знаний, выведение цели урока.
а) Заполните пропуски в тексте.[1]
Внутренняя энергия – это энергия ___________ и _______________ частиц из которых состоят тела.
Зажечь спичку можно разными способами. Можно потереть её о коробок, тогда ________________ энергия преобразуется во _____________. Внутренняя энергия ______________ за счёт совершения работы ______ спичкой.
Но можно спичку внести в пламя свечи и тогда внутренняя энергия её ___________ без совершения работы. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы называется _______________. Самопроизвольно теплопередача всегда происходит от тела ________ нагретого к телу ________ нагретому.
(Ключевые слова: внутреннюю, увеличивается, теплопередачей, увеличится, более, самой, над, взаимодействия, механическая, менее, движения).
б) На данных картинках, обведите красным карандашом те, на которых внутренняя энергия тел изменяется путем совершения механической работы и синим карандашом – путем теплопередачи.
Повторяя материал предыдущего урока, составляем схему: (слайд 1)
в) фронтальный эксперимент
У вас на столе лежат металлический цилиндр и деревянный брусок. Возьмите в одну руку брусок, в другую – цилиндр. Температура в классе 23°>С. Почему цилиндр кажется холоднее, чем брусок? (ответы детей)
Правильный ответ дадим, изучив один из видов теплопередачи – теплопроводность.
Тема нашего урока «Теплопроводность». Учащиеся выводят цели урока: ввести понятие «теплопроводность», сравнить теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов, рассмотреть практическое применение данного явления. (слайд 2, 3)
III. Изучение нового материала.
а) демонстрационный эксперимент
Нагреваем один конец медного стержня (на стержне пластилином прикреплены кнопки) в пламене горелки. Пластилин плавится, и кнопки постепенно падают. Почему?
(ответ детей: тепло от нагретого конца стержня передается его холодному концу)
Как происходит передача энергии по стержню? Для этого заглянем внутрь стержня, объясните с молекулярно – кинетической точки зрения явление теплопроводности.
(Просмотр видеоролика слайд 4)
Составьте определение теплопроводности, сравните ваше определение с определением, данным в учебнике на стр.13, запишите его в тетрадь. Основное можно выделять цветом. (Теплопроводность – это перенос энергии от одной части тела к другой, который происходит при взаимодействии молекул или других частиц) (слайд 5)
Обратите внимание на то, что при теплопроводности перенос вещества не происходит.
Этот вид передачи внутренней энергии характерен как для твердых веществ, так и для жидкостей и газов.
б) демонстрационный эксперимент (слайд 6)
Сделайте вывод из данных опытов о теплопроводности жидкостей и газов. Объясните свой вывод на основании молекулярно-кинетической теории. Запишите вывод в тетрадь.
(Теплопроводность различных веществ разная. Жидкости обладают меньшей теплопроводностью, чем твердые тела, а газы меньшей, чем жидкости. Это объясняется тем, что в жидкостях молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, чем в твердых, а расстояние между молекулами газа еще больше, чем у жидкостей и твердых тел).
в) работа с учебником.
Используя текст учебника, стр.13, заполните таблицу: (слайд 7)
теплопроводность | |
хорошая | плохая |
Металлы (серебро, медь, железо…) | Жидкости (вода) |
Газы (воздух, вакуум) | |
Пористые тела, дерево, кирпич, пробка | |
Шерсть, пух, мех, волосы, перья птиц | |
Вата, войлок | |
Снег, опилки, солома | |
жир |
Для проверки на экран проецируется заполненная таблица. Объясните, используя тему урока, что объединяет, выделенные цветом вещества. (Между волокнами этих веществ содержится воздух, а воздух плохой проводник тепла)
Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока (Теплопроводность металла больше, он быстрее забирает тепло от руки, поэтому мы ощущаем прохладу).
IV. Закрепление материала.
В качестве закрепления изученного материала, рассмотрим роль
теплопроводности в природе, жизни человека. Обратимся к нашему краю – Республике Коми. (слайд-шоу 8)
Мы живем в республике Коми. Она расположена на северо-востоке европейской части Российской Федерации. Климат в нашей республике довольно суровый с продолжительной снежной зимой и коротким прохладным летом, поэтому животный и растительный мир Коми приспособился к неблагоприятным воздействиям природно-климатических условий на его организм. Немалую роль в этом вопросе играет явление теплопроводности. Рассмотрим некоторые примеры.
Работа в группах.
1 группа получает отрывок из русской сказки «Байка про тетерева»: Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить. «Эх, – надумал он – куда ни шло!» И бултых в снег.. .В снегу и ночевал. Ничего. Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел куда надо».
Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?
(Тетерев типичный представитель птиц таежной зоны Коми. Зимой, когда в лесу выпадает обильный снег, тетерева ночуют под снегом. Сразу же после вечерней кормежки они камнем падают вниз с берез, пробивают своей тяжестью снежный покров и, прорыв под снегом траншею, устраиваются там на ночевку. Снег состоит из снежинок, а между ними находится воздух, который обладает плохой теплопроводностью)
Просмотр видеоролика «Тетерева на лунках». (слайд 9)
2 группа получает гербарии карликовой березы и карликовой ивы, растения, произрастающие в тундре – стране холода.
Почему для растений, обитателей тундры, характерен карликовый рост? (слайд 10)
(Низкий рост тундровых растений является очень важным приспособлением. Он позволяет им воспользоваться защитой снегового покрова, снег плохой проводник тепла. Кроме того, дает возможность получать некоторое дополнительное количества тепла от почвы, так как почва нагревается значительно сильнее, чем окружающий воздух.)
3 группа получает карточки с изображениями пушных зверей нашей республики.
Объясните защитную роль шерстяного покрова животных. (слайд 11)
(Между волосками меха находится воздух, из-за плохой теплопроводности мех предохраняет животных от перегрева летом и охлаждения зимой. Зимой распушив мех животные создают воздушную подушку с хорошими теплоизоляционными свойствами.)
Благодаря этому ездовая собака может, например, спать на снегу при температуре -50°С.
Выступление ученика «Зимняя национальная одежда Коми» (слайды 12-23[2] )
(учеником была проведена исследовательская работа на тему: «Зимняя национальная одежда Коми». Цель исследования: выяснить, почему жители Севера предпочитают одежду из оленьих шкур, а не из другого меха? Показать практическое применение явления теплопроводности).
Зимняя одежда народа Коми очень рациональна, напрямую связана с природой и приспособлена к местным климатическим условиям, она должна быть удобной и сохранять тепло. В основном для ее изготовления использовались шкуры оленей. Коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малица (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Малица являлась основным видом зимней одежды. Это шуба закрытого типа, без застежек, с капюшоном и рукавицами. Она шилась мехом вовнутрь с глухим двойным капюшоном и свободными рукавами, к которым пришивались меховые рукавицы. В особо холодную погоду поверх малицы надевался совик, сходная по покрою одежда, но сшитая мехом наружу. Обувь – пимы, представляют собой длинные, до паха, мягкие сапоги, сшитые полностью из меха. Для удобства они подвязывались под коленом шерстяными шнурками с кистями.
Для изготовления разнообразных вещей использовались части шкур оленей определенного возраста и сезона забоя. В качестве меха использовались шкуры пыжиков (оленят до полугода) и неблюев (оленят до годовалого возраста). Пимы шили только из шкурок ног оленей – камуса, то есть из меха с наиболее коротким ворсом, плотного и прочного. Для производства только одной пары длинных пим требуется камус от четырех оленей.
Почему жители Севера предпочитают одежду из оленьих шкур, а не из другого меха?
Шкура оленя уникальна. Каждый волосок пуст внутри и подобен микроскопической трубочке. Там сохраняется нагретый телом воздух, поэтому волос очень легкий, ломкий, но очень теплый. Зимний мех оленя длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива (подвес).
Поэтому оленьи унты и шуба самые теплые. Изготовленные из оленьей шерсти (из оленьей «бороды») свитер и носки спасают даже в шестидесятиградусные морозы.
V. Первичная проверка усвоения материала.
Слайды 24[1]-27
VI. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
(Оценивание работы каждого ученика. Самооценка учащимися работы на уроке).
Домашнее задание. Параграф 4, определение выучить.
Найти и выписать в тетрадь примеры использования явления теплопроводности в различных областях человеческой деятельности.
Собрать коллекцию веществ, обладающих разной теплопроводностью.
Использованные сайты:
- www.slideshare.net/brenata/pril2-8957211
- www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=346&ELEMENT_ID=2705