Задачи.
- Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода; рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с использованием литературных произведений.
- Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет.
Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из литературных произведений.
Характеристика этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже узнают много нового и интересного. А как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания. | Слушают учителя, настраиваются на работу. | |||||||||||||||||||||||||||
Проверка знаний учащихся в виде тестирования. | Выберите из предложенных утверждений
только те, которые справедливы: I вариант - для алмаза. II вариант – для графита.
|
Выполняют работу на отдельных листах | |||||||||||||||||||||||||||
Взаимопроверка в парах | I вариант – 1, 2, 3, 4, 8, 10
II вариант – 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
||||||||||||||||||||||||||||
Формулировка темы урока, его цели | Сегодня вы познакомитесь с
кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме
№ 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода) |
Учащиеся работают со схемой № 1. | |||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний учащихся: игра “Верю – не верю” |
Верите ли вы что: - угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород. (Да) - угарный газ образуется при полном сгорании топлива. (Нет) - угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна. (Да) - CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой. (Да) - углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды. (Да) |
Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение | |||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстами художественных произведений № 1 и № 2 |
У вас на партах лежат листы с текстами из литературных произведений, в которых говорится о соединениях углерода и к которым мы будем обращаться в течение урока. Углерод образует 2 оксида - СО (оксид углерода II) и СО2 (оксид углерода IV), и, чтобы узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1 и 2. “Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли”. (А. Конан Дойл “Случай с переводчиком”) “Вы слышали об эффекте “собачьей пещеры” в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут. - Почему? - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья - нет…”. (В. Короткевич. “Черный замок Ольшанский”.) |
Учащиеся читают тексты и говорят тривиальные названия оксидов углерода | |||||||||||||||||||||||||||
Физические свойства оксидов углерода |
На ваших партах лежат рабочие листы с рабочим материалом. Вы должны найти информацию в Интернете и заполнить таблицу. Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль.
|
Учащиеся ищут информацию в Интернете и заполняют таблицу | |||||||||||||||||||||||||||
Химические свойства оксида углерода (II) |
Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему? А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О2 = СО2 Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе2О3 + 3СО = 2Fе + 3СО2 |
Уч-ся отвечают на вопрос Записывают уравнения реакций |
|||||||||||||||||||||||||||
Химические свойства оксида углерода (IV) |
Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид углерода (IV)? Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует: А) с водой: СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3 В) со щелочами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О – качеств реакция. (Выполнение опыта) |
Уч-ся отвечают, что это кислотный
оксид Уч-ся записывают уравнения реакций |
|||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 3 | В романе А. Конан Дойла “Маракотова
бездна” есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят
катастрофу и их батискаф остается на дне океана: “Воздух был
тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная
струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на
диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона
поднималась все выше и выше”. Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. “Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания”. Предложите возможный поглотитель углекислого газа, исходя из его кислотной природы. Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют поглотитель для отработанных продуктов дыхания. |
Уч-ся работают с текстом № 3
Высказывают свои предположения |
|||||||||||||||||||||||||||
Окислительно-восстановительные свойства углекислого газа | Окислительно-восстановительные: А) взаимодействие с углеродом: С + СО2 = 2СО Б) горение магния: 2Мg + СО2 = 2 МgО + С. (Видеоопыт) |
Уч-ся записывают уравнения реакций | |||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 4 | “ …а я затем в окошки стучусь,-
отвечал Мороз Иванович,- чтобы не забывали печей топить, да трубы
вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что
печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, да не вовремя,
когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно
бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от
угара помереть можно”.
(В.Ф. Одоевский “Мороз Иванович”) О каком веществе идет речь? |
Читают текст № 4
Отвечают на вопрос |
|||||||||||||||||||||||||||
Сообщение учащегося о действии угарного газа | О действии угарного газа на организм человека нам сообщит учащийся _________. | Слушают сообщение | |||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 5 | Вернемся к тексту № 5. “Я… понимаю, что это обыкновенные камни, причудливо обработанные ветром и газированной водой. - Почему газированной? - А как прикажете называть эту замерзшую воду с углекислым газом?” (Б. Штерн. “Недостающее звено”) Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты |
Учащиеся работают с текстом и
характеризуют угольную к-ту
Заполняют пропуски в тексте |
|||||||||||||||||||||||||||
Соли угольной кислоты | Соли угольной кислоты. Угольная
кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые –
гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия,
натрия и аммония.
Обратите внимание на нижнюю часть изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем похожи карбонаты? На земле живут три брата |
Отвечают на вопрос | |||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 6 | А теперь прочитайте текст № 6: “ …притащили.. изрядную груду известняка, весьма распространенной горной породы… Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получалась жирная негашенная известь, которая сильно вспучивалась и бурлила при гашении, известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора и мела”. (Ж. Верн. “Таинственный остров”) Ответьте на вопрос: из-за чего известняк получил свое название? СаСО3 = СаО + CO2↑ |
Работают с текстом № 6
Отвечают на вопрос и записывают ур-е |
|||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 7 | Внимательно прослушайте отрывок из
романа Г.Р. Хаггарда “Клеопатра” (текст № 7) “…она вынула уха одну из огромных жемчужин и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли.” … Что произошло с жемчужиной и почему Клеопатра смогла выпить “ крепкий уксус”? |
Работают с текстом № 7
Отвечают на вопрос |
|||||||||||||||||||||||||||
Лабораторный опыт | Все карбонаты растворяются в кислотах
с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела,
известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой.
Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в
тетрадь уравнение этой реакции (задание 7).
СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2 ↑ Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты. |
Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции | |||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом № 8 | Кислые соли, как правило, растворимы в
воде. Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и обратно играют огромную роль в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий, создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. (Читают текст 8). В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры – своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка - карбоната кальция - и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости - карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов. По крутой тропинке горной Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает временная и постоянная. О ней вы прочтете дома. |
Работают с текстом № 8 | |||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний | Вставить в химические уравнения
пропущенные вещества и коэффициенты: Са(ОН)2 + … = СаСО3 СаСО3 + … = СаСl2 + … + … H2O + … = H2CO3 Игра в “Крестики и нолики”. Определить выигрышные пути: А) вещества, с которыми взаимодействует оксид углерода (IV):
Б) вещества, имеющие одинаковое значение степени окисления углерода:
|
Учащиеся выполняют задания устно | |||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | Оценивание учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Дома выполните, пожалуйста, творческое задание: составьте кроссворд, напишите сказку, придумайте загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ. | Записывают домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Приложение. (Тексты из литературных произведений)