Формирование интереса к родословной семьи как основа патриотического воспитания старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведённых социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Всё чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, её исторического прошлого и перспектив развития.

Хотя, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребёнка. Тема «Семья» всегда была представлена в программе «Воспитания и обучения в детском саду» в разделе умственного воспитания. Но на современном этапе в связи с новыми требованиями ФГТ в новой редакции программы, ознакомление дошкольника с семьёй, как первым социальным институтом, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является, выделен большой раздел в развивающей области «Социализация»: «Формирование гендерной, семейной принадлежности гражданскую принадлежность, патриотические чувства». Не случайно теперь объединены, такие, казалось бы, разные понятия как «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.

В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющих существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.

В современных семьях существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как возросшей занятостью родителей, дедушек и бабушек на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Эти обстоятельства обуславливают актуальность формирования у дошкольников представлений о семье.

Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создаётся семейная история, которую принято называть родословной. В новой редакции программы, в разделе посвящённому ознакомлению детей с окружающим миром и развитию нравственно-патриотического воспитания поставлена задача формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной.

Приступая к работе над этой темой, я руководствовалась пособием Е.К.Ривиной «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной».

Поскольку этот проект, подразумевал совместную деятельность детей и родителей, я подготовила, материал для родителей по ознакомлению с задачами и основными понятиями о родословной и связанными с этой темой терминами. В индивидуальных беседах с родителями воспитанников обратила внимание на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребёнка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших традиций своих предков.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, о сочувствии и помощи им. Если у ребёнка целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врождённые потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом.

Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребёнок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

Компонент интеллектуального развития предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как явлении общественной жизни; составе семьи, об отношении родства, истории семьи в контексте развития страны; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

Начиная работу в этом направлении, я включила в примерное комплексно – тематическое планирование две большие темы, предполагающие глубокое раскрытие этой проблемы: на октябрь-ноябрь была запланирована тема: «Моя страна, мой город, моя семья», на февраль-март тема: «Наши папы, наши мамы, история моей семьи».

Для выявления начальных знаний и представлений у детей о гендерной и семейной принадлежности, была проведена диагностика, составленная на основе программы с учётом ФГТ. Благодаря итогам диагностики, были выявлены у детей наиболее слабые стороны знаний: это имя и отчества родителей, бабушек и дедушек, понятие, что такое традиции семьи, неуверенная ориентация в назначениях слов, обозначающих родство внутри семьи, слабый интерес к профессиональной деятельности родителей, низкий уровень представлений, что такое семья и родословная.

Поэтому в первоначально запланированную тему «Наши папы, наши мамы» я включила раздел: «История моей семьи», что позволило полнее познакомить детей с понятиями, связанными с семьёй, родословной, вызвать у детей интерес к истории своих семей, истории фамилий, к понятиям внутри семейных связей.

Во время работы над темой «Моя страна, мой город, моя семья» с детьми при поддержке родителей были выучены домашний адрес, дети усвоили знания, в каких домах они проживают (материал из которого построен дом, этажность). Во время организованной образовательной деятельности были проведены занятия «Мужчина и женщина в семье» (разв. область «Познание»), «Я – человек» (разв. область «Безопасность), «Моя семья» (разв. область «Коммуникация»), «Образ моей семьи», «Герб моей семьи», «Мой домашний питомец», «Мой дом» (разв. область «Художественное творчество»), чтение и драматизация русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (разв. область «Чтение художественной литературы»). Совместно с психологом внимательно рассмотрели рисунки детей, нами были сделаны очень интересные выводы по ощущению ребёнка себя в семье, что позднее очень помогло мне в индивидуальной работе с детьми, в индивидуальных беседах с родителями. Надо отметить, что большинство родителей, рассмотрев рисунки детей, обращались с просьбой объяснить, что с точки зрения психологии прослеживается в детских работах.

На протяжении всего учебного года в образовательной области «Социализация» мною планировались сюжетно-ролевые игры на тему «Семья», а также игры косвенно связанные с этой темой, Также сюжетно-дидактические игры (например: «К нам пришли гости», «К нам приехала бабушка», «Мы собираемся в театр» и т. д.), что позволило на игровых примерах закрепить в сознании детей, что нужно проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, выполнять установленные нормы поведения).

В свободное время в рамках формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу с детьми проводились беседы, читалась художественная литература, где детям рассказывалось об их правах и обязанностях, о конвенции прав защиты ребёнка, об истории страны и роли их прадедушек, прабабушек, дедушек, бабушек, родителей в контексте истории родной страны.

Большое внимание уделялось знакомству детей с различными профессиями, и особенно с профессиями их родителей. В этом вопросе детям было задано домашнее задание: узнать о профессии родителей и в чём она заключается. Широко использовалась дидактическая игра: «Профессии».

Во второй половине учебного года проведено несколько выставок творческих работ родителей и детей: «Наши папы – защитники Отечества», «Самая любимая мамочка моя», «Самая хорошая бабушка моя». С родителями была проведена предварительная работа, во время которой я просила, чтобы рассказы о папах, мамах и бабушках были составлены ребёнком, а родители их записали и оформили. Я считаю, что это была наиболее удачная установка, так как позднее и на занятиях и свободное время дети самостоятельно могли рассказать о своих родственниках. Большинство родителей отозвалось на это задание, но рассказы про пап, преобладали в данном случае, из чего можно сделать вывод, что мамы больше времени занимаются воспитанием детей.

Выставки творческих работ были проведены во время прохождения темы: «Наши папы, наши мамы, история моей семьи» (середина февраля – середина марта) и были приурочены к двум большим праздникам: «Дню Защитника Отечества» и «Международному женскому дню 8 марта». В современном обществе в настоящее время эти праздники приобрели более гендерное направление, чем – то какое было придано им во время их создания. Но во время знакомства с праздниками я посчитала очень значимым показать детям патриотическое, гражданское значение этих праздников, так как дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать более серьёзные вещи, чем просто праздник пап или мам.

Говоря о празднике День защитника Отечества, прежде всего, отметила, что это праздник воинов, людей, выбравших своей профессией – профессию военного, а так же людей проходивших службу в армии. Но так как для защиты Отечества нужна техника, одежда, дороги, различные объекты строительства, а также люди таких мирных профессий как врачи и учителя праздник из профессионального стал общенародным, и любой человек нашего общества может считаться защитником Отечества. Также обратилась к такой формулировке, чтобы избежать конфликтных ситуаций, так как многие молодые папы не проходили службу в армии, а в некоторых семьях мамы воспитывают детей в одиночку.

К праздникам День защитника Отечества и Международный день 8 марта с детьми были приготовлены для родителей подарки, проведены комплексное интегрированное занятие «День Защитника Отечества» и утренник «Мамин день». В программу этих мероприятий также были включены произведения не только имеющие гендерное значение, но и несущие гражданскую, патриотическую направленность (песня «Моя Россия», упражнение с атрибутами «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»).

Во время прохождения темы «История моей семьи» были проведены занятия «Старинная русская семья: история и традиции», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (разв. область «Познание»), «Интересный случай из жизни твоей семьи», «Дорогая наша бабушка» (разв. область «Коммуникация»), «Что в имени твоём» (познавательно-исследовательская деятельность), «Портрет моей семьи», «Бабушка» (разв. область «Художественное творчество»), чтение и обсуждение сказок «Кукушка», «Падчерица» (разв. область «Чтение художественной литературы»). В свободное время с детьми прошли беседы «Как ты думаешь, что такое отчество», «Знаешь ли ты, откуда появились фамилии». Итогом данной темы можно считать интегрированное занятие по раз. области «Познание» «Родословная – старинная русская традиция». Объяснить сложные понятия родословная, обычаи, родственные связи помогло использование модели семьи, отнесённой в прошлое. Так как у народов России издавна существовала традиция: знать историю своей семьи, своей родословной, уважение к предкам.

Во время прохождения данной темы привлекла родителей к участию в творческом конкурсе «Герб моей семьи» (из посещавших на тот момент 26 детей откликнулись 20 семей). Многие родители откликнулись на мою просьбу с энтузиазмом, что очень порадовало. Причём все работы были вы полнены очень интересно и разнообразно, и тоже дали толчок к размышлению, так как во многих случаях инициатива в оформлении шла от родителей. А в семье Юли Л. даже был проведён свой конкурс на лучший герб, в результата эта семья принесла 3 герба (Юлин, мамин, брата Максима).

Также на просьбу поделиться своим семейным опытом откликнулись 5 семей: семья Павла Б. («Увлечение нашей семьи» о коллекционировании камней), семья Стёпы Р. («День рождение – это классно» о проведении семейных праздников), семья Димы М. («Мы всё делаем вместе» о проведении совместного досуга с детьми), семья Юли Л. («Папа, мама, я – спортивная семья» о совместных занятиях спортом с детьми), семья Саши Г. («Закаливание – лучший способ укрепления организма» о видах закаливания, применяемых с младенчества в этой семье, что позволило уже несколько лет заниматься детям моржеванием).

Так как многие дети нашей группы посещают вне детского сада спортивные секции, кружки дополнительного развития и имеют уже некоторые успехи, был оформлен уголок «Достижения наших детей», в котором мы собрали грамоты, полученные детьми.

Заключительным этапом данной работы можно считать творческий конкурс «Родословная моей семьи», предложенный выполнить родителям вместе с ребёнком. На него тоже откликнулись многие семьи.

Повторная диагностика показала повышение уровня знаний и представлений детей о семье. Так если в начале учебного года ни у кого из детей старшей подгруппы не было среднего уровня знаний по данному вопросу (оговорюсь, что на начало года я брала критерии уровня: «Что могут знать дети на конец учебного года», для того, чтобы самой лучше представлять над чем надо работать), то сейчас 40% детей имеют средний уровень знаний, а 60% - близкий к высокому уровню (2,5 балла).

Из всего выше сказанного я считаю, что поставленные мною в начале учебного года задачи по формированию интереса у детей к родословной как основе патриотического воспитания выполнены. В следующем учебном году работа по данной теме будет продолжена, так как итоги диагностики показали необходимость и важность поставленной проблемы.

Приложение

Использованная литература:

  1. Мартышин Т.В. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: «Школьная Пресса», 2000.
  2. Онучин А.Н. Твоё родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. – Пермь: Издательство Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.
  3. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.