Консультация "Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание по своей сущности есть управление развитием личности ребёнка, но никакое управление невозможно без знания предмета – в данном случае структур и их взаимоотношений между собой. Под структурами понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей, описанных в работах Н.В.Анненковой, Р.А.Бондаренко, И.С.Кона и др. Принято выделять три этапа полового развития человека.

  • I этап – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет).
  • II этап – усвоение половой роли (от 5 – 6 до 13 лет).
  • III этап – формирование психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет).

Процесс определения половой идентичности наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребёнка.Вообще для детского возраста характерна активная половая, половозрастная и полоролевая идентификация. Как отмечает И.С.Кон, пока до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Осознанием ребёнком своей половой идентичности предполагает и определённое отношение к ней. Во – первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во – вторых, это полоролевые предпочтения, т.е. набор функций и социальных ролей, которые индивид стремится выполнять в обществе.

Первичная половая идентичность формируется у ребёнка уже к полутора годам. С возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано с умственным и социальным развитием ребёнка. Двухлетний ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать данную атрибуцию. “Образ Я” девочки/мальчика в основном складывается у детей уже к 2 – 3 годам. Но исследования показывают, что, выбирая из ряда изображений детей и взрослых картинки с людьми своего пола, некоторые дети младшего возраста допускают ошибки. Таким образом, можно предположить, что в младшем возрасте представления о своём половом образе сформированы ещё недостаточно полно и чётко.

По мнению А.Г.Хрипковой и Д.В.Колесова, знание собственной половой принадлежности – вернее, убеждённость в определённом характере этой принадлежности – в полной мере развивается у ребёнка к трём годам, в процессе осознания своего “Я”. Важную роль при этом играет непреднамеренное обучение – например, мать и другие люди в обращении к ребёнку постоянно подчёркивают: “Ты – мальчик” или “Ты – девочка”. Убеждение формируется на основании анализа признаков собственной половой принадлежности и не является простым запоминанием.

Ребёнок в 3 – 4 года уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто внешних признаков (например, одежды) и допускает принципиальную обратимость, т.е. возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определёнными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.

Изучение особенностей половозрастной идентификации, т.е. способности построения образа себя в возрастной последовательности (например, младенец – дошкольник – школьник – юноша – мужчина – старик), свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста не обладают данным умением. Если попросить такого ребёнка показать на картинке, какой он сейчас, ребёнок выберет изображение младенца, поскольку “сейчас он ещё маленький, зато потом вырастет”. Или же, идентифицируя себя с образом дошкольника или школьника, аргументирует свой выбор тем, что он “уже большой”. По-видимому, такая половозрастная идентификация связана с тем, что некоторые родители и воспитатели относятся к детям как к маленьким, а другие, напротив, внушают им, что они уже почти взрослые, стимулируя к большей самостоятельности.

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей чёткостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: “Девочки носят платья, у них косички и золки, они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками и пистолетами, у них короткие волосы”.

Выстроить половозрастную последовательность дети 4–5 лет тоже способны не всегда. Однако они чаще идентифицируют себя с дошкольниками или школьниками, аргументируя выбор словами: “Я большой”, “Я скоро пойду в школу”, “Он большой, и я большой”. Случаи идентификации себя с младенцами крайне редки (можно предположить, что в семье такого ребёнка считают маленьким и в чём - тоограничивают его возможности либо этот образ ему психологически ближе и комфортнее). В старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию практически безошибочно.

Понимание неизменности пола происходит лишь на пятом году жизни. В 6–7 лет ребёнок окончательно осознаёт необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнёров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует более явному вычленению и осознанию половых различий.

Развитие ребёнка с первых дней жизни – развитие конкретного мальчика или девочки. Однако мальчики, традиционно проводящие больше времени с матерью, в будущем встанут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую по образцу поведения значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей. Во – первых, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гороздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Во – вторых, мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения: этому раньше начинает уделяться внимание, больше подчёркивается ценность соответствующей половой роли и нежелательность уклонения от неё, а стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными, чем женского. В – третьих, возможность проявить свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Всё это приводит к выстраиванию половой идентичности на негативном основании. Мальчикам часто говорят: “Как тебе не стыдно плакать”, “Нельзя драться”, “Не будь девчёнкой”, “Это не мужское дело” и т.д., при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предполагаются. В результате ребёнок оказывается в ситуации, когда от него требуется делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста.

Многие исследователи считают, что в старшем дошкольном – младшем школьном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой, “мужской” мир. В это время у ребёнка формируются близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинныых качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого “мужского”, подчёркнуто грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления “женского” мира.

Девочка находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствущую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придётся отказаться от пер вичной идентификации с матерью, а окружающие женщины (воспитатели, учителя, врачи и др.) только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины. Однако в отношениях девочки с матерью также имеются специфические проблемы.

Общепризнан тот факт, что одна из важных задач развития ребёнка как личности является разрушение первичной симбиотической диады “мать – дитя”, в которой ребёнок не воспринимает себя и фактически не существует как отдельный субъект. По результатам исследований Ю.Е.Алёшиной, А.С.Волович и др., проведение границ между собой и матерью особенно актуально именно для девочек. В силу специфики собственного опыта (быть женщиной, дочерью) мать склонна воспринимать дочь как своё продолжение, что проявляется в более тесном физическом кон такте с младенцем – девочкой, ограничении её двигательной активности, часто приписывании ребёнку каких – либо потребностей на основании идентификации с собой.

Отношения девочки с матерью становятся ещё более симбиотическими, чем у мальчика, в результате у неё возникает потребность поиска такого человека, который дал бы ей ощущения безопасности без угрозы растворения пока ещё слабого “Я” ребёнка в привычной диаде. Этим человеком может стать отец, важность и ценность которого в жизни девочки также общепризнанный факт, однако он, как правило, уделяет дочери сравнительно мало внимания. Исследования показывают, что желание привлечь внимание отца, проявить себя может быть сопряжено с негативным переживанием девочкой ощущения собственной вторичности по сравнению с притягательным миром взрослых. Такая ситуация формирует у девочки ощущение своей незначительности, что усугубляется влиянием социокультурных образцов, где женщине отводится второстепенная роль. В итоге основной проблемой полоролевой социализации девочки становится более высокая оценка всего женского.

Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психологические особенности детей разного пола. Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, воспитатель может найти наиболее адекватные способы педагогического взаимодействия с детьми разного пола. Организуя полоразвивающую работу, безусловно, важно знать уровень полоролевого развития каждого ребёнка.

Вместе с тем, многочисленными исследованиями социологов, педагогов и психологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, а индивид, черты характера которого строго соответствуют его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Следовательно, основная задача воспитателей - формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций. Учеными обнаружена связь андрогинии с самоуважением, высокой самооценкой, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Такие качества полезны как для девочек, так и для мальчиков, которым в будущем придётся активно утверждаться в социальном мире.