Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Ритмическую разминку начинали с вводной ходьбы с соблюдением четкости линии построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучивались шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходили к легкому бегу, чередовали ходьбу и бег, выполняли прыжки и галоп; отрабатывали элементы физкультурных и танцевальных движений.

Целью ритмической разминки являлись внесение дисциплины и организованности. Упражнениями ритмической разминки воспитывались координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; вырабатывалась правильная осанка; формировались навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, выполнялись задания на ориентировку в пространстве.

В упражнения для развития основных сторон внимания входят: упражнения на переключение внимания и объем внимания, развитие устойчивости и распределения внимания

Для развития переключения внимания использовали смену движений, которые сопровождались разными музыкальными отрывками. Например, предлагали детям на торжественную музыку идти маршем, на веселую бежать. Или, если слышали звучание в низком регистре, то подражали движениям «медведя»; на звуки среднего регистра изображали ходьбу «цирковых лошадок»; а на высокие звуки прыгали, как «зайчики».

Устойчивость внимания развивали путем наблюдения детей за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении этих движений.

Игра «Тимербай»

5 детей у Тимербая
Дружно, весело играют      (дети, держась за руки, идут по кругу)
В речке быстро искупались,    (далее имитируют движения)
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали    (взявшись за руки бегут по кругу на носочках)
В лес дремучий побежали,
Друг на друга посмотрели     (поворачивают голову налево-направо)
Сделали вот так         .( ребенок-ведущий показывает любое движение, дети    повторяют,  ведущий выбирает того, кто выполнил так же)

В упражнения на объем внимания включали воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми.

При выполнении упражнений на распределение внимания дети выполняли сразу два или более действий, например: по сигналу передавали по кругу в одну сторону флажок, в другую – бубен. Или предлагалось еще более сложное упражнение: под музыку на сильную долю такта ребенок делал шаги вперед и одновременно подбрасывал вверх мяч.

Для воспитания различных сторон внимания проводились игры: «Ищи», «Сделай наоборот», «Пройди путь также» и др.

Игра «Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает "запрещенное" движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога.

Игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Играющие строятся в колонну по одному. По сигналу педагога начинают движение друг за другом, выполняя следующие команды:

  • «Дерево» – игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
  • «Куст» – приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» – подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка» – разбиваются на пары и берутся за руки (если игроку не хватило пары, он должен встать прямо, руки вперед).

Для регулирования мышечного тонуса предлагались отдельные задания на расслабление или напряжение мышц. Например, поочередно раскачивали, потряхивали ноги и руки, вращали кистями, выполняли наклоны под музыку и имитационные движения: «Самолеты летят», «Стирка» и др. использовали специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, которые состояли из серии последовательных действий. Например:

–  руки в стороны, сжать в кулак, бросить;
– руки вверх, в кулак, бросить наклон (руки свободные).

Упражнение на расслабление.Звучит музыка «Разноцветные сны». Дети, лежа на спине, под тихую музыку выполняют поворот на правый бок, затем поворот на левый бок и поворот на спину. 

Тому  кто  лег  на  правый  бочок  (вдох – выдох)
Может  присниться  белый  бычок.
Тому  кто  лег  на  левый  бочок.(вдох – выдох)
Может  присниться черный  бычок.
А  тому,  кто  спит  на  спинке, 
Красные  яблоки  снятся  в  корзинке.(вдох – выдох)

Упражнения для развития чувства темпа и ритма. На занятиях с детьми разучивались разные движения и построения под музыку, выполнялись упражнения с предметами, разучивались этюды и пляски. Использовали отхлопывание и отстукивание ритмов, пропевали слова на заданный ритм. Например, игра «Эхо», музыкант поет, начиная с низкой позиции и заканчивая высокой, а дети эхом повторяют и прохлопывают ритм:           «Миш-ка, ми-шень-ка, кук-ла, ку-кол-ка, мя-чик, бу-ра-ти-но, ка-ран-даш, чи-по-ли-но».

Затем пропевается  то же самое в обратном порядке, начиная с высокой и заканчивая низкой позицией.

Передавали  мяч  на  каждую  сильную  долю  такта под музыку Рахманинова С. «Итальянская полька».

Постоянно проводилась работа над различением быстрого и медленного темпа, постепенного замедления и убыстрения, словами дети объясняли разные по темпу движения.

Упражнения для развития координаций движений дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Они проводились как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сначала с детьми разучивался речевой текст, а затем движение. Это были упражнения с предметами и без них, а также пляски и импровизации.

Например, упражнение «Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения»:

Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.

Игра «Дрозд»

Дети стоят парами лицом друг к другу в произвольном порядке по залу. По сигналу воспитателя произносят слова с соответствующими движениями:

Я – дрозд.(показывают ладошкой каждый на себя)
И ты – дрозд.(показывают на своего партнера)
У меня нос.(на свой нос)
И у тебя нос.(на нос своего партнера)
У меня гладкие щеки.(ладошками гладят свои щеки)
И у тебя – гладкие щеки .(гладят щеки своего партнера)
У меня сладкие губы.(показывают на свои губы)
И у тебя сладкие губы.(показывают на губы партнера)
Мы любим друг друга.(обнимаются)

Затем дети меняются парами. Игра  повторяется.

Для слушания музыки подбирались различные музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач. Например, детям дали прослушать два произведения «Баба Яга», одно было написано композитором Лядовым А.К.   и исполнено музыкальным оркестром, другое – композитором Чайковским П.И. и исполнено на фортепьяно. Дети по характеру музыки определяли какое произведение звучит мягче, а какое – более грозное и почему. Дети представляли себе Бабу Ягу, словами описывали ее внешний вид, характер и чем она может заниматься.

Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводилась работа по коррекции устной речи.

При помощи пения вырабатывали диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяла сделать его более выразительным, воспитывала основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывала профилактическое действие.

В процессе занятий применялись упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Упражнения проводились в виде игры и с проговариванием текста, игры в кукольный театр, игры на музыкальных инструментах. Например, игра «Паучок»:

«Паучок ходил по ветке,      (правая рука вытянута вперед, пальцы левой руки
А за ним ходили детки. мелкими перебежками бегут от плеча правой руки к пальцам)
Дождик с неба вдруг полил, (стряхиваем пальчиками «воду»)
Паучков на землю смыл.(на слово «смыл» – хлопок ладошками по коленям)
Солнце стало пригревать.(поднимаем руки вверх, растопырив пальцы)
Паучок пошел опять.(левая рука вытянута вперед, движения как вначале)
А за ним бежали детки,         (от плеча пальцы обеих рук мелкими пробежками
Чтобы погулять по ветке. двигаются по шее, далее по лицу и останавливаются на голове – засыпают)

Упражнения для развития речевых и мимических движений были тесно связаны друг с другом. Эти упражнения были направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек), на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они выполнялись как под музыку, так и без нее, под счет.

Развитая мимическая мускулатура оказывает большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, на его отношения с окружающими людьми и с природой. Эта работа велась как на занятиях, в виде отдельных упражнений, так и во время музыкальной самодеятельности, во время разыгрывания различных сценок, во время сюжетных игр, при подражании какому-либо животному. Например, попевка про «Мишку» (закрепляется произношение и артикуляция  звука «Ч»):

«Че-че, че-че – грязь у Мишки на плече.
Чу-чу, чу-чу – искупать его хочу.
Чи-чи, чи-чи – тише, Мишка, не ворчи.
Ча-ча, ча-ча – ведь вода не горяча».

В попевке про «Лису» закрепляется произношение и артикуляция звуков «С» и «Сь»:

«Су-су, су-су – не пускают в дом лису.
Са-са, Са-са – ждет за дверью два часа.
Сы-сы, сы-сы – она хочет колбасы.
Си-си, си-си – ей кусочек отнеси».

При помощи подвижной игры закрепляли навыки, полученные на музыкальных и физкультурных занятиях.

Игра «Звезды»

«В темной-претемной морской глубине
Звезды морские живут в тишине.
Думает каждая, лежа на дне,
Вот бы и мне засиять в тишине».

В этой игре дети делятся на две команды: морские звезды и небесные. 1-я часть. Морские звезды сидят на ковре по-турецки и поют песню, а небесные звезды бегают вокруг них на носочках с колокольчиком в руке.
2-я часть. На повторение музыки все звезды встают в «звездочку» и кружатся. Затем звезды меняются ролями. Игра повторяется.

Игра «Ежик и мыши»

Все дети становятся в круг. Ежик в центре круга, мыши – за кругом. Все идут вправо, произнося текст, а ежик имитирует движения, о которых поется:

1.  Бежит ежик – тупу, туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?

2.  Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь.
Чу!..Скребется в листьях мышь!

3.  Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!

Еж ловит мышей. Мыши могут бегать только за кругом, а еж может пробегать и через круг.

Пойманные мышки садятся в середину круга.

Заключительная часть. Проводились упражнения на мышечное расслабление, упражнения для развития дыхания.
Как итог логоритмичесикх занятий в конце месяца организовывались утренники, в которых дети показывали инсценировки, использовались индивидуальные выступления детей.

Упражнения для развития основных сторон внимания.

«Жуки и шмели»

Дети делятся на две подгруппы. Одна из них – жуки, другая – шмели. По команде "Жуки летают, шмели гудят" – первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук "Ш". По команде "Шмели летают, жуки жужжат" – первая подгруппа произносит звук "Ж", вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу по кругу и хлопают сначала себе в ладоши, затем своей паре, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят. Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…»
Играющие говорят «дзинь, дзинь» пока не услышат сигнал воспитателя «ветер». Льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Упражнение 1. В положении стоя дети выполняю легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. (Музыка в размере 2/4).

Упражнение 2.Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую – идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз), музыка в размере 3/4.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

«Веселые ноты»

До-ре-ми-фа-соль-ля-си.              (Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх)
Ты у музыки спроси:                       (Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз)
– Почему всего семь нот, 
Вальс звучит или фокстрот?
До-до-до – звучит так низко.          (Ритмично потопывают ногами)
Си-си-си – пищит, как мышка.   (Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук)
Ля-ля-ля – как колокольчик.          (Ритмично покачивают головой) 
Ми – на «мы» похожа очень.         (Ритмично постукивают ладонью по груди)
Соль – соленая на вкус.     (Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук)
Ре-ре-ре – как длинный ус.              (Обеими руками показывают усы)
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа                   (Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя)
Мягко стелет, как софа.

Упражнения для развития координации движений и речи.

«Снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки (Наклоны головой вправо и влево)
Покружиться мы не прочь.                  (Поворот на 360 градусов)
Мы снежинки –балеринки(Наклоны туловища вправо и влево)
Мы танцуем день и ночь.(Приставной шаг вправо и влево)
Мы деревья побелили.    (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли.                (Приседание с разведением рук)
И от стужи сберегли.(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз)

Игра «Бабушка Маланья»

Дети встают в круг, взявшись за руки.  Бабушка Маланья – в середине. Дети начинают двигаться по кругу, напевая песню, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова                                             Движения

У Маланьи, у старушки                (Дети движутся по кругу в одну сторону,
Жили в маленькой избушке       держась за руки. Останавливаются и с
Семь дочерей, семь сыновей,        помощью жестов и мимики изображают то,
Все без бровей!                           о чем говорится в тексте:
С такими глазами,                      закрывают руками брови,
С такими ушами,                        делают «круглые глаза» и «большой нос»…)
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так! 

После этих слов дети повторяют за бабушкой /ведущим/ любое смешное движение. Бабушка Маланья выбирает лучшую фигуру. Тот ребенок, чью фигуру выбрали, становится Бабушкой Маланьей, игра продолжается.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

«Скакалка»

Я скачу, я верчу новую скакалку.(Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения)
Захочу, научу Галю и Наталку. (Разжимание и сжимание пальцев рук)
Вот так, вот так посреди дорожки.      (Хлопок – кулачки – 4 раза)
Раз вперед, раз назад и на правой ножке. (Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони)

«Зайчики и белочки»

Зайчики и белочки вышли погулять.(Кисти в кулачок – поочередное разгибание и сгибание пальцев – по 2 раза)
На полянке солнечной в салочки играть.(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей)
Выходи скорей в кружок.(3 хлопка и кисти в форме шара)
Здравствуй, здравствуй мой дружок.(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки).

Игра «Снеговик Егорка»

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок – «снеговик Егорка».

Лихо сдвинув набекрень                       (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Старое ведерко,
Прислонился на плетень
Снеговик Егорка.
У него пылает нос    (Ребята останавливаются и приставляют руки к носу, показывая
Весело и ярко.длинный нос. «Снеговик» выполняет движения вместе с детьми)
На дворе стоит мороз,         (Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
А Егорке жарко.                  (Вытягивают руки вперед)
Приглашает он ребят               (Манят руками)
Прокатиться с горки.             (Поднимают обе руки вверх и опускают вниз)
Глазки весело блестят,      (Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево)
Радостно Егорке.
Раз-два! Раз-два-три!          (Хлопают в ладоши)
Нас, Егорка, догони!           (Хлопают ладошками по коленям)

Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.

Список используемой литературы

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.