Увлекательные игровые формы для повышения мотивации дошкольников в логопедической практике

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: совершенствование работы с детьми по использованию современных инновационных технологий в коррекционном обучении.

Задачи:

- активизация работы по развитию связной речи, посредством художественного слова, речевого творчества с использованием эффективных методик;

- обеспечение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками;

- развитие речевой активности детей, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса; воспитание правильной, четкой, выразительной речи;

- формирование произносительных навыков.

Актуальность: увлекательные игровые формы – главный и естественный путь познания окружающего мира и самый приемлемый способ усвоения собственного социального опыта.

В логопедической практике дошкольников широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения.

Именно в игре и словесных играх наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь детей. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребёнка, вызывает у него активность, фантазии, воображение. Всё это способствует повышению мотивации дошкольников (мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает ребенка к самостоятельным действиям), эффективности коррекционной работы.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Словесные игры помогают вырабатывать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают ребятам определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают творческую активность, самостоятельность мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Играя, научить говорить правильно – это попытка научить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Ведь еще в древнюю старину римляне гласили, что корень учения горек. Но зачем же учиться с горечью, если можно научиться с улыбкой?

Если интересно построить занятие, корень учения изменит свой вкус, и вызовет у ребенка вполне здоровый аппетит.

Когда работаешь на логопедическом пункте с детьми, имеющими нарушение речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Четко организованная работа по постановке звуков у дошколят возможна лишь в том случае, если мы, учителя – логопеды, знаем и учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Наши результаты логопедической работы не всегда проявляются быстро. Однако, постепенно, у детей проявляется желание заниматься, если мы вводили в занятие словесные игры и игровые ситуации. Ведь игра необходима для снижения психических и физических перегрузок, и способствует повышению мотивации дошкольников. Многолетняя практика позволила мне изучить современные методики и технологии, обобщить опыт ведущих педагогов – новаторов, и успешно применить его в своей работе с дошколятами, что дало положительные результаты.

Биоэнергопластика – это артикуляционные упражнения с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Упражнение “Часики”

И.П.: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счёт “один” коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счёт “два” - правого. Эти движения повторяются четыре-пять раз без перерыва; при этом необходимо, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком (к упражнению прилагается картинка “Часы” + схема ладонь).

Гимнастика для глаз – офтальмологическая пауза.

“Комарик”

Сидел комарик возле правого уха,
Сидел комар возле левого уха.
Сел комарик на нос, сел комарик на лоб,
А мы его ладошкой – хлоп!

/Дети выполняют движения глазами/

Дыхательная гимнастика – это упражнения для укрепления дыхательной мышцы, переключая дыхание в различные ритмы.

Дыхательные упражнения: “Сдуй снежинку” /листок, ватный шарик, пёрышко/, “Плыви кораблик”, “Ветерок колышет занавески”.

Дидактические игры: “Кто в домике живёт?”.

Дети с удовольствием выполняют артикуляционную гимнастику под названием “Игры веселого язычка”.

Упражнение “Расческа”

Необычная расческа у меня всегда с собой,
Если хочешь, я секретом поделюсь сейчас с тобой.
Зубки верхние причешут мою нижнюю губу,
/обнять верхними зубами нижнюю губу/

Зубки нижние причешут мою верхнюю губу
/обнять нижними зубами верхнюю губу, как расческой/

Вот и славно причесались, все довольные остались.

Нередко детям трудно удержать губы в улыбке, не обнажая зубки, а затем превратить их в “хоботок”.

С интересом ребята выполняют упражнение “Улыбочка – хоботок” со словами:

Подражаю я слону: губки хоботком тяну
/вытягивание губ вперед/.

Свои губки прямо к ушкам, растяну я, как лягушка
/растягиваем губки в улыбке/.

А теперь слоненок я, видишь, хобот у меня
/губки вытягиваем вперед/.

Упражнение “Чистим зубки”

Чищу зубки, чищу зубки
/улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка провести по нижним зубам/

И снаружи, и внутри.
/из стороны в сторону сначала по внешней стороне, затем по внутренней:/

Не болели, не желтели,
/то же самое проделать по верхним зубам/

Не темнели, чтоб они.

Игра “Угадай, на чем я играю”

Ребенок закрывает глаза, я, логопед, играю на музыкальном инструменте (дудочка, барабан, бубен, гармошка), ребенок отгадывает, а затем самостоятельно играет, сопровождая словами.

Можно заинтересовать дошкольников интересными сказками “Прогулка Веселого язычка” или “Сказка о Веселом язычке”, где рассказ имитируем артикуляционными упражнениями, а тем самым вызываем желание повторять за логопедом.

Наши дети чрезмерно подвижны, порой не могут высидеть и десяти минут – значит надо давать выход их энергии в физминутках, чтобы снять усталость и напряжение, а также помочь детям сохранить интерес к происходящему до конца занятия.

“Надувала кошка шар”

Надувала кошка шар,
/дети стоят кучкой в центре круга, держась за руки, и мелкими шагами отходят назад/

А котенок ей мешал.
Подбежал и лапкой ЦОП,
/“царапают” пальчиком/

А у кошки шарик ХЛОП!
/хлопают в ладоши/

ШИПЕНИЕ: Ш-ш-ш!
/возвращаются в круг мелкими шагами/

Физкультминутка “Альпинист”

Настоящим альпинистом Толя быть старается
По канату быстро – быстро к потолку взбирается.
Раз – нагнуться, разогнуться,
Два – прогнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.

Физкультминутка “Весёлая гимнастика”

1. “Великан”

/Ходьба на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями внутрь/

Мы становимся всё выше,
Достаём руками крышу.
На носочки поднимись
И макушечкой тянись!

2. “Синички”

/Ходьба на пятках, руки в “крылышках”, локти прижаты к туловищу, лопатки соединены/

Руки в “крылышки” сложили
Как синички походили.

3. “Медведь”

/Ходьба на внешней стороны стопы/

А теперь походим,
Как весёлые медведи.

4. “Страус”

/Ходьба с высоким подниманием колен, руки за спину, держим спину ровно/

Ноги страус так легко
Поднимает высоко!
Идём по-страусиному –
Ножки будут сильными!

5. “Уточка”

/Ходьба в полуприседе, руки на коленях, спина прямая/

Я сейчас как уточка
Похожу минуточку.
Спинку ровно я держу
Быть красивым я хочу.

Учитывая повышенную утомляемость, главное – не перегружать однообразными заданиями и менять виды наглядной деятельности в течение всего занятия. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, мелкой моторики. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, так говорил В.А. Сухомлинский.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются “мощным средством повышения работоспособности головного мозга”. Поэтому упражнения с дошколятами необходимо выполнять сначала одной рукой, затем другой, а в завершении – двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими, сопровождаться веселыми стихами, рифмованными упражнениями.

“В зоопарке”

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили,
/пальчики левой и правой руки здороваются с большим/

И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

“Десять птичек – стайка”

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка:
Это птичка – соловей, эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Это птичка – свиристель, это птичка – коростель,
Это птичка – скворушка, серенькое пёрышко,
Это – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж…
Ну, а это – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

Правила игры: дети хлопают в ладоши, показывают две открытые ладошки, затем сжимают в кулачки, и поочерёдно поднимают пальчики, называя каждую птичку, начиная с мизинца.

Массаж биологически активных точек “Снеговик”

Раз – рука, два – рука.
Вытянуть вперед одну руку, потом – другую.

Лепим мы снеговика.
Имитируют лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,
Погладить ладонями шею.

Нарисуем рот пошире.
Правой и левой рукой погладить подбородок.

Пять – найдем морковь для носа,
Ладошкой потереть кончик носа.

Угольки найдем для глаз.
Указательными пальцами провести по бровям.

Шесть – наденем шляпу косо,
Приставить ладони ко лбу “козырьком” и растереть лоб.

Пусть смеется он для нас.

Массаж поверхностей ладоней с дидактическим пособием су-джок, мячиками – ёжиками, ипликатором Кузнецова, зубными щётками, прищепками желательно сопровождать веселыми “приговорками”:

Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём.

/Работа с дидактическим пособием су-джок/

Бегал ёжик по дорожке
У него устали ножки,
Он катился и катился,
В ямку вскоре закатился.

/Работа с мячиками-ёжиками/

1.

По столу круги катаю,
Из – под рук не выпускаю.
Вперед – назад его качу,
Вправо – влево, как хочу.
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю браво.

2.

Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Мячик сжать поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее!

/Работа с массажными мячиками/

Дидактическая игра “Котёнок глупыш”

/С использованием бельевой прищепки/

Кусается сильно котенок-малыш,
Он думает это не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе “кыш”!

“Игры в сухом бассейне”

Фасоль мы месили, фасоль мы месили.
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько не мнём
Фасоль мы опять, и опять достаём!

/Вместо фасоли можно использовать горох, пшено, гречневую крупу и т.д./

“Игра-массаж зубными щётками”

Мышка мылом мыла лапки.
Каждый пальчик по порядку:
Вот намылила большой –
Сполоснув затем водой.
Не забыла про “указку” -
Смыв с него и мел и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымяный тёрла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла.

Одним из направлений в коррекционной работе с детьми-логопатами является формирование навыков словообразования, что является важной составляющей в расширении и обогащении словарного запаса детей с речевыми нарушениями.

Я начинаю эту работу с освоения прилагательных, соотнесенных с продуктами питания (рисовый, рыбный, томатный, овощной и т.д.), так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи. Дети очень любят игру “Мамины помощники”. После этой игры даю трафареты (овощи, фрукты, продукты питания), где дети обводят по контуру, а в группе или дома раскрашивают цветными карандашами. В своей практике часто использую игры “В гостях у Винни-Пуха”, “Какой, какая, угадай?” и другие.

Мы варили суп, суп,
Из перловых круп, круп,
Получилась каша,
То-то горе наше.
Мы варили на дрожжах,
Не удержишь на вожжах!

С большим желанием и интересом дети повторяют за мной мимические упражнения в игре “Мы умеем”.

Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем огорчаться,
Мы умеем хмуриться,
Мы умеем жмуриться,
Мы умеем хохотать,
Вместе весело играть!

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, повышается эмоциональная заинтересованность ребенка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется с применением разных инновационных технологий и ведет к единой цели - ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.