Занятие по обучению грамоте. Тема: "Звуки "С" и "СЬ". Развитие психических процессов

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели и задачи:

  • Знакомство со звуками «С и «СЬ».
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов.
  • Развивать фонематического слуха
  • Составление слов  по предметным картинкам
  • Учить составлять предложения с заданными словами.
  • Учить детей называть слова с определенными звуками.
  • Развивать внимание.
  • Развивать память.
  • Развивать мышление.

Этапы

Ход занятия

Организационный момент

Садится за стол тот, кто отгадает слово. Оно начинается на звук «С» или «Сь»
  • число, следующее за числом шесть (семь);
  • предмет мебели для сидения (стул);
  • полезная птица с жёлтой грудкой (синица);
  • высокое хвойное дерево (сосна);
  • самая болтливая птица (сорока);
  • насекомое, напоминающее вертолёт (стрекоза).
  • ночная птица (сова);
  •  регулирует движение на перекрёстке (светофор)
  • усатая рыба (сом);
  • что видим, когда  спим (сон);
  • предмет обуви (сапоги);
  • какую ноту кладут в суп (соль);
  •  как называется группа птиц (стая);

Сообщение темы занятия

Ребята, сегодня на занятии мы будем  работать со звуками «С» и «СЬ».

Развитие фонематического слуха

Я называю слова, а вы показываете нужным цветом (синим, зелёным) какой звук – твёрдый или мягкий

сумка, сирень, слово, синий, сок, сено,  сила, сон, блеск, гусь, семь глобус,  спорт, лосось

Звуко-буквенный анализ

Ребята,  отгадайте загадку

Все лето стояли
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы (санки)

Звуко-буквенный анализ слова «САНКИ»

Ребята, произнесите слово,  потянув первый звук. Назовите его. Какой он? («С» –согласный, твердый) какую кладем карточку?(синию) Произносим слово и тянем следующий звук. Дайте характеристику этому звуку.(«А» – гласный, безударный, кладем красную карточку)  И т.д.
Сколько звуков в этом слове? (5)   Гласных?(2) согласных?(3)  Сколько слогов? (2)

Придумайте предложение  с этим словом.

Чтение сказки

Ребята, запомните слова со звуками «С» и «СЬ», которые встретятся вам в сказке.

Свинья в гостях

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед.  Накрыла  в  саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и  даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и  свекла в сахаре, и смородина в  стакане, сок сливовый, а себе – сосисок  нажарила с салом.
Пришла  свинья, даже “здравствуйте” не сказала, влезла в  сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью  посолила и съела  ее вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
– Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
– Совести у тебя нет, – рассердилась собака. – Свинья, ты, и есть свинья!
Сейчас  же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита. (Г.Юдин)

Физминутка

Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Топни левою ногой!
Вправо шаг. На месте стой.

Развитие памяти

Я читаю слова, вы запоминаете и стараетесь воспроизвести в той последовательности, в которой я читала
СОН
СОК
СИЛА
СЛОВО
СОВА
СОРОКА
СЛОН
ЛОСЬ
СЫР
САХАР
СВЁКЛА
СМЕТАНА
САЛФЕТКА
САЛАТ
СЕНО
СКАЛКА
СОУС
СТОЛ
СУНДУК
СЫР
САНКИ
СТУЛ
СВЕЧКА
СЛИВЫ

Развитие мышления

Игра "Прочитай по первым буквам". Предлагается детям "прочитать" слово по первым буквам названий картинок. Составить слова из букв разрезной азбуки.

сон

 

лиса

Развитие внимания Игра «Ладонь – кулак – ребро»

Взрослый говорит, ребенок показывает, ускоряя темп или меняя последовательность

– Ребята, вам нужно из слова САДОВНИК составить новые слова (сад, кино,код,сок,сани,вода и т.д)

Итог занятия

– Ребята, чем мы с Вами сегодня занимались на занятии?

Литература:  Сказка Г. Юдин «Свинья в гостях»