Индивидуализация обучения с информационными технологиями в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Использование компьютерных технологий в начальной школе – необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Научить ребенка работать с информацией особенно важно сейчас - в наш быстро меняющийся мир.

Необходимость рассмотрения индивидуально-образовательной траектории ученика, связана с тем, что создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

При построении индивидуальной образовательной траектории учащихся начальной школы большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов.

С появлением индивидуальных образовательных траекторий можно  несколько по иному взглянуть на образовательный процесс.

На мой взгляд, ведущими технологиями могут быть ИКТ. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. 

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения.

Следует отметить, что при организации обучения индивидуальная образовательная траектория позволяет:

  • изучать материал нелинейно, гиперссылки и справочный аппарат урока помогают получить или актуализировать знания, необходимые данному ученику;
  • вариативность содержания помогает удовлетворить разные познавательные потребности учащихся;
  • использование мультимедиаобъектов позволяет задействовать различные типы восприятия информации, способы взаимодействия с учебной информацией;
  • высокая степень интерактивности учебных курсов дает учащемуся возможность моделировать изучаемые процессы и явления, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, постоянная обратная связь, позволяет не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Правильная организация уроков с использованием   ИКТ    требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна без переосмысления основ процесса обучения. В первую очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик – учитель. Учитель из организатора учебной работы становится своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это изменение влияет на отбор и организацию содержания обучения, на определение метода и форм обучения. Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории, ориентированной на развитие личности обучаемого.

  Применение компьютера помогает осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.

Компьютер является универсальным средством обучения в начальной школе, именно поэтому он позволяет педагогу не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением, - развивать личность учащегося, удовлетворять ее познавательные интересы. Одним из важнейших факторов, побуждающих учащихся пользоваться наиболее творческими, активными видами деятельности, является интерес к учебе. Именно он оказывает самое существенное влияние на формирование духовных интересов школьников. Компьютерное обучение, в свою очередь, оказывает огромное влияние на формирование познавательного интереса учащихся. Формирование у младших школьников нужной мотивации учения позволяет управлять их деятельностью.

При использовании информационных технологий в учебном процессе необходимо ставить и реализовывать следующие задачи:

  • вырабатывать общеучебные навыки рациональной организации учебного труда;
  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • целенаправленно формировать обобщенные приемы умственной деятельности;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • готовить учащихся к творческой преобразующей деятельности;
  • вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счет самостоятельного изучения.

Применение информационных технологий в начальной школе определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Компьютерное обучение, являясь по своей форме самостоятельным, индивидуальным, осуществляется по общей методике, которая реализуется в обучающей компьютерной программе.

Через индивидуализацию обучения с помощью информационных технологий осуществляется переход к его дифференциации. При обучении с использованием компьютерных обучающих программ учащийся имеет возможность самостоятельно, в удобном для него темпе изучать новый материал или повторять пройденный; выполнять задания, соответствующие его уровню усвоения материала.

Применение информационных технологий в обучении дает возможность сделать процесс обучения более эффективным и интенсивным.

Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования с помощью информационных технологий – одна из целей индивидуальной образовательной траектории учащихся начальной школы.