Система работы преподавателей иностранных языков с одаренными детьми с целью формирования конкурентоспособной и успешной личности

Разделы: Иностранные языки


Приложение 1 слайд 1

слайд 2

В 21 веке ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека, поэтому необходимо реализовать систему мер, направленных на повышение качества образования. Одним из важнейших направлений данной системы является поддержка одаренных детей.

слайд 3

Приоритетность работы с талантливыми и одарёнными детьми отображена во многих документах федерального уровня.

слайд 4

В настоящее время в Санкт-Петербургском суворовском военном училище осуществляется проект “Психолого-педагогическая карта одаренности суворовца”, разработанный в рамках Программы развития училища. Основной целью данного проекта является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие талантливых суворовцев, реализацию их потенциальных возможностей.

Диагностика одаренности суворовцев проводится педагогами -психологами совместно с лабораторией инновационного развития, при этом используются самые различные методы: наблюдение, психодиагностика, изучение продуктов деятельности, экспертная оценка, собеседование. Приложение 1 слайд 5

На основе полученных данных определяются личностные характеристики каждого суворовца (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память), Приложение 1 слайд 6 разрабатываются рекомендации по организации индивидуализации обучения как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Развитая система дополнительного образования училища дает суворовцам возможность попробовать себя в различных сферах деятельности. Создавая условия для оптимального развития одаренных воспитанников, мы стараемся не забывать о тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявилась, а также просто способных суворовцев, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в их развитии.

слайд 7

Большим образовательным и воспитательным потенциалом при этом обладает иностранный язык. Основной целью обучения суворовцев иностранному языку является формирование у них способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой ими коммуникативной деятельности. Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности суворовцев. При обучении иностранному языку мы формируем их языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.

слайд 8

Преподаватели иностранного языка СПб СВУ реализуют на своих уроках деятельностный подход, который предусматривает практическое применение знаний и умений и самостоятельную творческую деятельность суворовцев, что позволяет значительно повысить мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

слайд 9

Для активизации процесса обучения и развития познавательной, учебно-речевой, речемыслительной, самостоятельной деятельности учащихся средствами иностранного языка мы используем современные педагогические технологии и методы, (проектные, игровые, коммуникативные) в том числе и метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.

слайд 10

Метод конкретных ситуаций относится к имитационным активным методам обучения. Цель - научить анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать и оценивать альтернативные пути решения, находить оптимальный вариант, формулировать программы действий. Данный метод формирует компетенции у суворовцев в установлении межпредметных связей; аналитическом и системном мышлении; оценке альтернатив; презентации результатов проведенного анализа; оценке последствий, связанных с принятием решений; освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде, позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

слайд 11

Для суворовцев уроки с использованием данного метода – это другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве, возможность развивать свои творческие возможности и личностные качества, возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Для преподавателя использование активных методов обучения - это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности.

слайд 12

Подтверждением этого являются:

- фотографии с интегрированного урока английского языка и физики в 11 классе, на котором суворовцы проводили лабораторную работу, пользуясь инструкциями на иностранном языке;

слайд 13

- сюжеты бинарного урока английского и немецкого языков “Путешествие в страны изучаемых языков”. На уроке суворовцы учились находить необходимую информацию в Интернете, перерабатывать ее и на основе этой информации составлять программу пребывания в странах изучаемых языков.

слайд 14

Кроме того, в режиме видеосвязи, с помощью Скайп, они рассказывали о любимых местах в Санкт-Петербурге нашим иноязычным партнерам. На уроке помимо иноязычной коммуникативной компетенции осуществлялось развитие информационной компетенции при работе с ресурсами Интернет и социального сервиса WEB.2.

слайд 15

СПб СВУ является организатором проведения уроков в рамках конференцсвязи и видео-конференций на английском языке, транслируемых с помощью спутниковой связи. На фотографиях представлены фрагменты урока в 10 классе по теме “Моё учебное заведение”, проводимого по ВКС с участием семи образовательных учреждений России.

слайд 16

Большое значение имеет внеурочная деятельность в работе с одарёнными детьми. Каждый из суворовцев безусловно талантлив, а внеурочная деятельность дает большой простор для развития их творчества. Наша задача – средствами иностранного языка помочь раскрыть и развить эти таланты в полной мере.

Внеурочная деятельность по иностранному языку в училище – это различные виды самостоятельной образовательной деятельности суворовцев: массовые, групповые и индивидуальные.

слайд 17

Массовая внеурочная работа проводится в форме викторин, КВН, праздников, познавательных игр. Так, например, суворовцы первого и второго курсов имели возможность познакомиться с традициями и обычаями стран изучаемого языка. Играя, исполняя песни, читая стихи, они развивали речевую культуру, внимание, память, смысловую догадку и мышление. Подобные мероприятия, безусловно, формируют положительную мотивацию учения, готовность воспринимать культуру другого народа, развивают творческие способности суворовцев, умения работать в коллективе.

слайд 18

К празднованию “Дня защитника Отечества” в рамках “Дня патриота” была организована игра по станциям “О своей малой Родине на иностранных языках”. Участникам игры были предложены презентации о Санкт-Петербурге на трёх иностранных языках и серия билингвальных заданий на основе материала этих презентаций.

слайд 19

Городской фестиваль песен на иностранных языках привлёк внимание не только суворовцев, но и гостей из кадетских школ Санкт-Петербурга, методистов и преподавателей иностранных языков города.

слайд 20

Групповые внеурочные занятия проводятся в училище для тех суворовцев, которые желают укрепить свои знания лексики или грамматики, больше узнать о странах изучаемых языков. В системе дополнительного образования суворовцы могут познакомиться с техникой военного перевода. Перевод стихов и художественных текстов для конкурсов различного уровня являются традиционными для нашего училища.

слайд 21

Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательских работ и индивидуальных консультаций. Участие суворовцев в исследовательской деятельности развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях, формирует не только коммуникативные, но и надпредметные навыки и умения, как, например, работа с информацией, анализ и синтез. В училище работает научное общество. На научно-практической конференции суворовцы представляют свои исследовательские работы, в т.ч. связанные со страноведением, языкознанием, лингвистикой.

слайд 22

Российская Академия наук, музей антропологии и этнографии Кунсткамера, Центр российско-немецких встреч пригласили суворовцев 6-го курса (10 класса) выступить на ежегодной международной конференции “Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект”. Исследование суворовцев на тему “Барон Фальц-Фейн. Человек-эпоха”, их выступление на конференции, ответы на вопросы профессионалов, вызвали заслуженное признание сообщества ученых-историков и лингвистов Санкт-Петербурга.

слайд 23

Кадеты принимали участие в международном конкурсе “Природа мусора”. Конкурс был объявлен Немецким институтом культуры им. Гете и Французским институтом культуры. В рамках конкурса школьникам и студентам было предложено разработать проекты, связанные с защитой окружающей среды и искусством. Конкурсанты создавали арт-объекты из отходов, придумывали на иностранном языке поэтические истории об этих объектах, обосновывали свой выбор, придумывали воззвания к защите природы. Проект суворовцев 4-го курса (8 класса) – “Стрекоза” - занял на выставке работ, участвовавших в конкурсе, почетное первое место.

слайд 24

С целью расширения образовательных возможностей и удовлетворения познавательных интересов суворовцев у нас в училище создан лингвистический клуб “Все флаги в гости к нам!”.

слайд 25

Одним из основных направлений работы клуба является переписка с зарубежными сверстниками по электронной почте в рамках международных проектов. Проект “The Image of the Other “ проводится под эгидой Ассоциации международного партнерства и сотрудничества European Schools Project Association. На немецком языке проект курирует и поддерживает институт им. Гете. Участие в данных проектах помогает нам осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию суворовцев, который базируется на широком общении и контактах с культурой других народов. Нашими партнерами по переписке являются учащиеся из Англии, Германии, Дании, Швеции, Италии, Польши, Румынии.

слайд 26

Суворовцы с удовольствием участвуют в таких проектах, потому, что это не только очень полезно (формируется письменная иноязычная компетенция), но интересно и увлекательно. Кстати, это полезно не только ученикам, но и нам, преподавателям. Ведь мы тоже приобретаем и новые знания, и новый опыт. Мы вместе учимся успешно взаимодействовать в различных ситуациях общения, соблюдать этикетные нормы, использовать новые технологии. Но самое главное, мы учимся быть открытыми, толерантными и готовыми к сотрудничеству.

слайд 27

В последнее время становятся традиционными и встречи с носителями языка. Частый гость училища и клуба – Почетный консул Австралии г-н Себастьян Фицлайон. У нас в гостях были австралийские школьники. Совсем недавно мы имели честь принимать у себя Генерального консула Швейцарии, г-на Эрнста Штайнмана.

слайд 28

На основе современных подходов к организации отдыха детей в прошлом году в училище была организована работа летнего лагеря, одним из направлений которого являлось лингвистическое. Суворовцы распределялись по группам в соответствии со своими интересами и совместно работали над созданием проектов. Работа над проектами способствовала активной и целенаправленной деятельности наших воспитанников, формированию нравственных устоев, любви к родному городу. Так как тематика проектов была самая разнообразная (Мы - суворовцы, театральный Петербург, По суворовским местам в СПБ), то такая деятельность позволила расширить представление суворовцев об окружающем мире, помогла формировать у подростков социальный опыт, развивать качества гражданина и патриота средствами иностранного языка.

слайд 29

В настоящее время в училище также реализуется новая инновационная образовательная технология оценки и самооценки суворовцев в процессе изучения иностранного языка: “Европейский языковой портфель”. В языковом портфеле суммируются все результаты учебной деятельности суворовцев по овладению иностранным языком. Материалы языкового портфеля дают возможность каждому суворовцу и преподавателям самостоятельно или совместно проанализировать и оценить объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах.

слайд 30

Сегодня преподаватели СПб СВУ видят свою миссию в создании нового поколения высокообразованных в языковом отношении, компетентных и конкурентоспособных, всесторонне развитых молодых людей, будущих профессионалов в различных сферах деятельности, в т.ч. и на международной арене.

Список использованной литературы

1. Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года.

www.ria.ru/politics/20101130/302586764.html

2. Рабочая концепция одарённости под общей редакцией Д.Б. Богоявленской 2-ое изд. М., 2003 г.

3. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” http://минобрнауки.рф/