Формирование ключевых компетентностей учащихся образовательными технологиями деятельностного типа

Разделы: Начальная школа


В своей педагогической деятельности я применяю технологию проблемного диалога Мельниковой Е.Л. Данная технология является одной из образовательных технологий деятельностного типа ОС “Школа 2100” и способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: коммуникативной, информационной, решения проблем.

Технология проблемного диалога даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Фрагменты урока русского языка во 2 классе по теме “Знакомство с новой орфограммой” с использованием технологии проблемного диалога:

III. Введение в тему урока (Определяем основной вопрос урока)

Цели: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог (приём столкновение мнений учеников); организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

Деятельность учителя Деятельность учеников
– Запишите слова (арбуз, ананас) на индивидуальных досках.

Примечание: учитель просит показать 2-х человек свои записи, чтобы было разное написание букв на конце.

Записывают слова на индивидуальных досках.

Возможное написание слов: Арбус – арбуз

– Задание было одно?  
– А выполнили его все одинаково?

– Какой возникает вопрос?

– Да.

– Нет.

Фиксирует основной вопрос на доске. Например: "Какой буквой обозначить парный согласный на конце слова?"
Значит, какая тема урока сегодня?

Уточняет тему урока.

Пробуют формулировать тему урока. Например, “Обозначение буквой парного согласного звука на конце слов”.
– Что нам поможет найти ответ на наш вопрос?

Выводит на постановку цели:

Выдвигают версии.
– Что нам помогает написать безударную гласную в корне? – Проверочное слово.
– Значит, какую цель ставим? – Найти проверочное слово.

IV. Открытие нового знания

Цель: организовать поиск решения учебной проблемы, используя подводящий от проблемы диалог.

Деятельность учителя Деятельность учеников
– Попробуйте в группе подобрать проверочные слова к словам арбуз и ананас и объяснить, почему именно эти слова будут проверочными. Определите, какую букву нужно писать на конце слов. Групповая работа (5 мин).
– Прошу по 1 представителю от каждой группы представить свои результаты.

!!! В проверочном слове после согласного должен быть гласный.

Подводит к обобщению способов проверки:

– Арбузы – арбуз

Представляют результаты (выбирает руководитель 1 представителя).
– Чем различаются слова? – Множественное и единственное число.
– Значит, какой 1 способ подбора проверочного слова? – Изменить единственное число на множественное.
– Арбуз-арбузик – Общий корень.
– Чем похожи слова? – Однокоренные.
– Как называются эти слова? – Подбор однокоренного слова.
– Значит, какой 2 способ подбора проверочного слова? Читают авторский вывод на странице152-153.
– Сверим свой вывод с авторским. – Подбор однокоренных слов, изменение числа.
– Какие способы мы верно предложили? – Подставить слово НЕТ.
– Какой способ нам ещё автор предлагает? – Способы подбора проверочных слов, чтобы правильно написать букву согласного в конце слова.
– Какое новое знание мы открыли сегодня?  

Для определения уровня сформированности ключевых компетентностей и мониторинга использую результаты дистанционных интеллектуальных конкурсов на сайте Центра Развития Молодёжи (город Екатеринбург).

Компетентности, аспекты

2010 год
2 класс
2011 год
3 класс
Самоорганизационная (решение проблем)    
Определение проблемы 17 % 37 %
Целеполагание и планирование деятельности 44 % 68 %
Оценка результата или продукта деятельности 41 % 68 %
Планирование ресурсов 17 % 68 %
Коммуникативная    
Устная коммуникация 66 % 91 %
Информационная    
Извлечение первичной информации 58 % 82 %
Сопоставление информации 42 % 85 %

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  2. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.