Урок наглядной геометрии на тему "Плоский угол. Сравнение углов". 5–6-й класс

Разделы: Математика


Цели:

Образовательные:

  • ввести определение угла, обозначения угла, ввести понятия элементов угла (вершины, стороны), научить строить угол с помощью линейки;
  • ввести понятие равных углов, выработать навык сравнения углов методом наложения;
  • ввести понятие развернутого угла, прямого угла, рассмотреть виды углов, сформировать наглядное представление о сравнении острого и тупого углов с прямым.

Развивающие: развивать воображение, логическое мышление, умение обобщать полученные знания.

Воспитательные: развивать внимание, аккуратность в построении чертежей и создании моделей угла, умение работать в паре.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Для всего класса: интерактивная доска, или проекционная техника для показа компьютерной анимации, или большие модели для демонстрации наложения углов.
  • На каждого ученика: одинаковые комплекты разноцветных моделей углов (2 острых и 2 тупых – различной величины, 2 прямых), лист нелинованной бумаги, ножницы.

Ход урока

I. Повторение

Понятие луча, понятие дополнительных лучей, изображение лучей на плоскости, обозначение лучей, взаимное расположение лучей на плоскости (фронтальная работа).

II. Объяснение нового материала

1) Определение угла (с изображением на доске и в тетради). Вершина и стороны угла. Обозначение угла с помощью трех букв.

2) Понятие о сравнении углов методом наложения. Демонстрация с помощью проекционной техники или моделей.

Закрепление. Используем комплект моделей углов. Индивидуальная работа. Сравнить имеющиеся углы методом наложения. Найти равные углы. В тетради записать цвета моделей в порядке возрастания величин углов. Работа в паре. Взаимопроверка результатов соседями по парте.

3) Понятие развернутого угла.

Закрепление. Практическая работа: изготовление модели развернутого угла. На листе нелинованной бумаги построить прямую AB и выбрать на ней точку O. Рекомендуемое расположение прямой и обозначений:

Рисунок 1

Отрезать узкую часть листа по линии AB.

4) Понятие прямого угла. Вводится с помощью изготовленной модели развернутого угла. Модель сложить так, чтобы лучи OA и OB наложились друг на друга. Линию сгиба обвести карандашом (по линейке). Построенный луч обозначить OC. Получили два равных (по построению) угла. Это прямые углы.

Закрепление. Построение прямого угла в тетради с помощью чертежного треугольника и/или клетчатой бумаги.

5) Понятие острого угла как угла меньшего, чем прямой. Понятие тупого угла как угла большего чем прямой. Распознавание острых и тупых углов на чертеже:

Рисунок 2

Закрепление. Используем комплект моделей углов. 1. Индивидуальная работа. Найти 2 прямых угла. Сложить из них угол. Убедиться с помощью линейки, что пара сторон образует развернутый угол. 2. Индивидуальная работа. Найти с помощью наложения 2 острых и 2 тупых угла. Записать в тетради соответствие цветов и видов углов. Работа в паре. Взаимопроверка результатов соседями по парте.

III. Задание развивающего уровня.

Какими парами углов может быть образован: а) острый угол, б) прямой угол, в) тупой угол, г) развернутый угол? Сделайте чертежи для каждого случая.

IV. Домашнее задание

1) Изготовьте разноцветные модели углов различных видов (4 шт.).

2) Из каких трех углов можно составить: а) острый угол, б) прямой угол, в) тупой угол, г) развернутый угол? Сделайте чертежи для каждого случая.

V. Итог урока

Что нового вы узнали?
Что такое угол?
Какие виды углов вы знаете?
Как сравнивают углы?