Тип занятия: Изучение нового материала. Состоит из 2 занятий по 90 минут. 8 занятий учащиеся изготавливают изделие.
Цели занятий:
- Обучающая – познакомить учащихся с тверским кружевоплетением, его особенностями; видами; подготовить учащихся к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при работе с игольным кружевом.
- Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.
- Мотивационная – побудить интерес к кружевоплетению тверской земли.
- Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.
Оборудование:
- ткань,
- швейная игла,
- нитки мулине белого цвета,
- карандаш,
- мебельный степлер;
- деревянная рамка;
- ножницы;
- канцелярский нож.
- готовые изделия,
- журналы с кружевом;
- компьютер, мультимедийный проектор, Интернет
План занятия 1:
Этап занятия | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент (2 мин.) | Настроить учащихся на рабочий лад. | Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. | Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.) | Активизация опорных знаний. | Сообщение темы, цели занятия | |
3. Объяснение материала (25 мин.) | Сформировать у учащихся конкретные представления о кружевоплетении | Беседа (показ слайдов). | Технология изготовления игольного кружева |
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) | Составление эскиза, | Вводный инструктаж: закрепить приемы работы с солнечным кружевом Текущий инструктаж: следить за ТБ. Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения эскиза. |
|
5. Итоги занятия(10 мин.) | Систематизация и обобщение приобретенных знаний. | Самоконтроль, взаимоконтроль. Ответы учащихся. |
|
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) | Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности. | Уборка рабочих мест, класса. |
Ход 1-го занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих. Слайд 1
II. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия, его цели.
Учитель: Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен тверскому декоративно-прикладному творчеству, и его особенностям.
Учитель: Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно-прикладное творчество»?
Ученики: Народное сделано людьми, народом. Прикладное –это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.
Учитель: Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?
Ученики: Дом украшали резьбой и росписью по дереву, была посуда, сделанная своими руками; ткали сами ткани, шили и украшали одежду вышивкой и кружевом.
Учитель демонстрирует изделия народных промыслов. Слайд 2
Учитель: Верно. Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества:
- резьба и роспись по дереву; Слайд 3
- кованый металл;
- плетение; Слайд 4
- керамика;
- набойка; Слайд 5
- одежда;
- ткачество;
- вышивка; Слайд 6
- кружево.
Учитель: Целью сегодняшнего занятия будет изучить особенности, виды кружева тверского края, сделать эскизы для «белой строчки». Слайд 7
III. Объяснение нового материала.
Слайд 8
Учитель:
Окружают меня кружева.
Одуванчик дрожащий едва.
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева в стрекозиных крылах,
И в летящих, сквозных облаках,
В паутинке воздушной, лесной,
В невесомой тени кружевной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава,
Кружева, кружева, кружева...
– Эти стихи о кружеве написал Л. Яхнин. Они очень подходят к теме нашего занятия. Не только поэты посвящали свои стихи этому удивительному виду рукоделия, но и художники писали картины, посмотрите на слайд, здесь представлены картины
Василия Тропинина «Кружевницы». Слайд 9
Учитель: Большими художественными достоинствами, к сожалению, не получившими развития в наше время, обладало кружево Тверской губернии. Его производили в двух городах — Калязине и Торжке. Калязин образовался из трех ремесленных слобод при монастырях. Эти три части впоследствии составляли отдельные городские районы, отличавшиеся по своей ремесленной специализации. В начале XIX века Калязин называли городом крахмала и кружев. Десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц создавали его особенность. Слайд 10
Кружевоплетение Тверской земли представляет огромный интерес по своим разнообразным художественно-стилевым признакам. Существует очень красивая легенда когда, возникло это удивительное чудо на земле Тверской? Слайд 11
- Если верить преданию, то именно к 1654 году относится пребывание царицы Марии Милославской, в г. Калязине Тверской губернии. Государыня приехала в этот старинный русский город со слугами и мастерицами, умевшими плести кружева из золотой и серебряной нити. В то время были распространены металлические кружева, которые нашивались на ткань в виде каймы, круга и т. д. Это кружево было очень дорогим и приобрести его могли только состоятельные, богатые барышни, а вот в XVIII веке появляются кружева из шелковой, льняной и хлопчатобумажной нити. Впервые эти кружева появились в Орловской губернии. В Калязине, который прежде называли «городом крахмала и кружев», этим промыслом занимались очень многие женщины.
Учитель: Давайте рассмотрим в каких городах нашей области изготавливали кружево (Калязин, Торжок, Весьегонск) Слайды 12-17
-
Калязин. Считается, что уже в конце XVIII столетия в Калязине стали плести кружево на продажу. Во всяком случае, именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. В связи с этой ранней специализацией и среди мастериц возникли разные группы, в которых исполнялись только определенные типы кружева.
-
Торжок. В другом городе Тверской губернии — Торжке — кружевоплетение тоже появилось довольно рано, и с самого начала, то есть c XVIII века, уже преобладала сцепная техника. Сохранилось изображение широкой прошвы, окаймленной пятилистниками на волнистом стебле. Узор ее состоит из двух перемежающихся мотивов в виде крупных цветочных кустов. Это кружево поразительно по богатству и множеству разработок полотнянки, оказывающейся в нем почти единственным приемом плетения, что вообще типично для XVIII века. Ее варианты красивых рисунков выявляют форму листьев или в виде решеток заполняют внутренние части цветов, ею же образованы и связки фона.
-
Весьегонск. Оригинальным характером отличаются весьегонские мерные кружева. Они выполнялись простым численным способом по памяти, без сколков, по счету нитей. По льняной плетешковой решетке стелется линейный многоцветный узор из красных льняных и излюбленных ярких зеленых, желтых, лиловых, оранжевых, малиновых, синих шерстяных ниток, с типичными и для тверской вышивки и ткачества простыми геометрическими мотивами, которые ритмично повернуты то вверх, то вниз. Такое дробное многоцветье является сугубо локальной особенностью, свойственной не только кружеву, но и местной вышивке и ткачеству.
Учитель: Рассмотрев иллюстрации кружев, можно сделать вывод, что кружевные изделия в основном создавали вышивкой по сетке, которую получали выдергивая нити (уток и основу) из полотняной ткани. Это так называемое шитье по выдергу, которое получило название «строчевая вышивка», или просто «строчка». Таким способом шили мережки, прошвы, отдельные элементы отделки и край изделий. В разных районах существовали свои приемы шитья, различающиеся и размером ячеек сетки и видом разделок. По виду кружева легко можно было определить, где оно сшито. Слайд 18
В Тверской области кружево шили на тонком полотне или батисте по сетке с мелкими ячейками (менее 4 х 4 мм). Сетку обвивают в один оборот, рисунок на сетке выполняют, используя разные приемы: штопку, настил, паучки, паутинку, воздушно-петельный шов. Это шитье получило название «мелкая тверская строчка».
Традиционная сквозная одноцветная белая «строчка» является наиболее типичной для древних юго-восточных центров: Старицы, Торжка, Твери, Кашина. Особенно часто применялись ее разновидности: Слайд 19
- «плотный настил»;
- «косая штопка»;
- «стлань».
Учитель: Сегодня мы с вами начнем работу по изготовлению Тверского кружева. Слайд 20
К сожалению не осталось эскизов, и мы с вами на основе иллюстраций из книги Л. Калмыковой «Народное искусство Тверской земли» попробуем воссоздать эскизы «белой строчки», а в последствии и изготовить (раздать иллюстрации из книги стр. 228, 244, 262)
Учитель: Для работы нам с вами потребуется листок в клеточку, карандаш и линейка.
Можно придумать и свои рисунки.
IV. Практическая работа учащихся.
Слайд 21
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Во время работы учитель подсказывает, направляет. | Изготовление эскизов для кружева. |
V. Итоги занятия.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Чему вы научились на занятии? | 1. Узнали особенности тверского кружевоплетения. 2. Изготовили эскиз для «белой строчки». |
4. Что было трудно? | 4. Из множества иллюстраций выбрать свой и нарисовать. |
5. Что интересного было на занятии? | 5. Показ слайдов, узнали историю родного края. |
VI. Уборка рабочих мест.
Ход 2-го занятия
Этап занятия | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент (2 мин.) | Настроить учащихся на рабочий лад. | Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. | Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.) | Активизация опорных знаний. | Сообщение темы, цели занятия | |
3. Объяснение материала (25 мин.) | Сформировать у учащихся конкретные представления о технике «белой строчки» | Беседа (показ слайдов). | Технология изготовления «белой строчки» |
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) | Научится растаскивать ткань с размерами ячеек 3х3мм | Вводный инструктаж: закрепить приемы работы с «белой строчкой» Текущий инструктаж: следить за ТБ. Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения разметки и сновок |
Упражнения по изготовлению «белой строчки» |
5. Итоги занятия (10 мин.) | Систематизация и обобщение приобретенных знаний. | Самоконтроль, взаимоконтроль. Ответы учащихся. |
|
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) | Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности. | Уборка рабочих мест, класса. |
Учитель: На предыдущем занятии мы с вами познакомились с кружевоплетение и особенностями тверского кружева, изготовили эскизы, сегодня целью нашего занятия будет технология изготовления «белой строчки». И несколько занятий подряд мы с вами будем ее выполнять.
Итак, рассмотрим технологическую карту по изготовлению «белой строчки» Слайды 22-27
Последовательность и содержание операций | Эскиз | Инструменты, материалы, приспособления |
1. Нанести разметку на ткань. Закрепить ткань в деревянную рамку. | Льняная ткань, карандаш, деревянная рамка 350х350мм, мебельный стиплер. | |
2. Растаскать ткань с размерами ячеек 4х4мм (заранее рассчитать, сколько нитей надо выдернуть в 1мм), учитывая сколько клеток в вашем рисунке. | Ткань, игла, ножницы, лезвие. | |
3. Обвив сетки по диагонали. | Ткань, игла, катушечные нитки белого цвета №40, ножницы. | |
4. Края сетки обработать петельным швом, закрывая приметанные нити. | Ткань, игла, нитки мулине белого цвета, ножницы. | |
5. Отделать сетку вышивкой «настил» выбранным эскизом. | Ткань, игла, нитки мулине белого цвета, ножницы. | |
6. Снять ткань с рамки. Закрепить ткань в пяльцах. | Ткань, пяльцы. |
Учитель: Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Лучше всего использовать хлопчатобумажное мулине белого цвета.
Учитель: Давайте вместе подумаем, какие инструменты и приспособления, вам будут нужны и как их использовать? Слайд 28
Ученики: Самыми необходимыми инструментами и приспособлениями будет рамка, канцелярский нож, иглы. Рамка прямоугольной или квадратной формы. Иглы можно использовать № 2–5, ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой.
Учитель: Самым опасным предметом у вас будет канцелярский нож, я прошу быть предельно внимательными, надрез делать только по игле.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю начать работу по изготовлению «белой сквозной строчки».
IV. Практическая работа учащихся 2-10-го занятий
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Во время работы следует помнить о правилах техники безопасности при работе с канцелярским ножом, мебельным степлером, иглами, утюгом и четко их соблюдать. Вспомним их. Слайд 22 |
1. Ответ учащихся: 1.1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице. 2.1. Не использовать ржавых игл. 3.1. канцелярским ножом надрез делать только по игле. 4.1. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе. 5.1. Передавать ножницы кольцами вперед. 6.1. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки. 7.1. Ставить утюг на подставку. 8.1. Следить за положением терморегулятора в зависимости от вида ткани. 9.1. Не оставлять без присмотра включенный утюг. 10.1. Мебельным степлером пользоваться аккуратно, сильно прижимать его к рамке. |
2. Запяливание – заправка ткани на рамку. 2.1. Разгладить ткань утюгом. 2.2. Растянуть ткань на рамке(с помощью учителя или в паре) 2.3. Плотно приложить степлер к раме с тканью и сделать прострел. 2.4. Натягивать ткань по периметру. 2.5.Отчертить рабочее поле, 6 см от края. |
2. Выполняют запяливание. Слайд 23 |
3. Растаскать ткань с размерами ячеек 3х3мм (заранее рассчитать, сколько нитей надо выдернуть в 1мм). 3.1.Сначала ткань растаскиваем по горизонтали(5 нитей вытаскиваем, 3 оставляем) 3.2.Надрез делаем на линии края(6 см от края) канцелярским ножом по иголке. 3.3.Потом растаскивае в другую сторону. |
Растаскивают ткань сначала по горизонтали, потом по вертикали. Помнить о ТБ при работе с ножом Слайд 23 |
5. Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки. Приемлемая длина нити – 50-60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. В другом случае конец нити взять в руку и отмерить расстояние до подбородка. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити. |
3. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити. |
4. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить. |
4. Подрезают нить под углом, вдевают нить в иглу в два сложения. |
4. Обвитие сетки по диагонали(по рисунку) | Обвитие сетки по диагонали Слайд 24 |
4. Края сетки обработать петельным швом, закрывая приметанные нити. | Отделка краев сетки петельным швом. Слайд 25 |
5. Отделать сетку вышивкой «настил» выбранным эскизом. |
По своему эскизу настилом вышить рисунок. Слайд 26 |
6. Снять ткань с рамки. Закрепить ткань в пяльцах. Слайд 27 |
V. Итоги занятий.
Слайд 28-30
Особенностью студии является то, что учащиеся выполняют различные творческие проекты.
Результатом выполнения творческого проекта должно быть реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне.
На протяжении нескольких занятий в итоге получилась салфетка-скатерть, с «белой строчкой» и вышивкой крестом, которая тоже использовалась тверскими мастерицами.
Литература:
- Доскиева Е.Н. Узоры Тверского края – Тверь, 2001.
- Калмыкова Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли» – Тверь, 1980.
- Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли – Тверь: АНТЭК, 1995.
- М .Майстровский. Земля мастеров – М.: Московский рабочий, 1986.
- Я. Яковлева. Калининская вышивка – М.: КОИЗ, 1955.
- Сеть Интернет.