Инновационные формы эффективной эколого-просветительской работы в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Природоохранное просвещение в Российской Федерации постоянно развивается, и важность этой деятельности закрепила экологическая доктрина РФ от 31 августа 2002. В числе необходимых задач развития системы государственного управления охраной среды и природопользованием указывается экологическое образование и просвещение. В доктрине сказано, что основной задачей в экологическом образовании и просвещении является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Необходимо сформировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение ребенка. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Очень остро в детском саду стоит проблема воспитания экологической культуры и охраны здоровья детей. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Особое внимание в ДОУ уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Все сотрудники детского сада совместно с родителями и детьми занимаются благоустройством и озеленением территории детского сада. На участках высажены более 10 видов кустарников и деревьев, такие, как: лиственница сибирская, рябина бузинолистная, ирга канадская, черемуха, спирея иволистная, дерен белый, сирень, смородина, шиповник); разбиты клумбы. В то же время растения на территории ДОУ являются своеобразным “зеленым щитом”, они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в познавательном плане. Организованы экологическая тропа, маршруты здоровья, зоны отдыха. Педагоги групп через разумную смену видов деятельности обеспечивают дополнительную двигательную активность детей. Экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Целью экологического проекта “Прогулки по северным тропинкам” является создание экологической тропы как средства обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, формирования у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности, создания условий для эффективной природоохранной деятельности. В соответствии с данной целью, провозглашающей внедрение принципов устойчивого развития в сферу образования, в рамках проекта предполагается решить следующие задачи:

  • формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, развитие понимания взаимосвязей в природе;
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе;
  • вовлекать детей в разнообразные виды природоохранной деятельности
  • формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • развивать первоначальные географические представления, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности.

Территория реализации проекта: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 48.

Целевая аудитория: воспитанники детского сада общеразвивающего вида № 48, дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида № 59, детского сада присмотра и оздоровления № 64, родители, сотрудники образовательного учреждения, жители микрорайона.

Экологическая тропа является зоной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

  • оздоровительную;
  • рекреационную;
  • учебно-просветительскую.

В проекте предлагается творческое решение задачи экологического воспитания дошкольников на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки. Практическое использование экопроекта “Прогулки по северным тропинкам” позволяет вести работу по формированию у дошкольников чувства ответственности за судьбу уникальной природы Кольского края. Экологическая тропа является важнейшей формой совмещения отдыха и пpиpодоохpанной пропаганды. Являясь одним из важнейших элементов развивающей природной среды детского сада, экологическая тропа активно используется педагогами в целях пропаганды рационального использования природных ресурсов, сохранения природного наследия, воспитания ответственного, патриотического отношения детей к природному окружению.

Принципы, которые положены в основу работы по созданию экологической тропы:

  • принцип краеведения; принцип “позитивного центризма”;
  • принцип природосообразности; принцип “спирали”;
  • принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

На сегодня нами подготовлен проект экологической тропы и выполнена следующая работа по ее созданию и подготовке к ведению воспитательной экологической работы:

  • проложен маршрут тропы, составлены ее картосхема и паспорт;
  • определены объекты для наблюдения и оформлены станции тропы;
  • собран литературный и краеведческий материал по объектам тропы, дано их описание,
  • собран материал для проведения экологических игр на тропе для дошкольников;
  • подготовлена подборка фотографий для бесед и занятий на тропе,
  • готовится материал для проведения экскурсий на экологической тропе,
  • подготовлены эскизы элементов малой архитектурной формы для оформления тропы на местности, эскизы указателей, аншлагов, информационных щитов,
  • разрабатываются буклеты-путеводители по тропе.

Для организации работы на экологической тропе нами разработан специальный “Паспорт экологической тропы”. Паспорт содержит картосхемы тропы с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии объектов и приводится необходимая для воспитателя информация. При описании объектов экологической тропинки   используются следующие показатели: биологические характеристики, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение образа объекта в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей. Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

Используются следующие формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы, наблюдения в природе, целевые прогулки, экологические конкурсы, экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуаций, трудовой десант, экологические развлечения, досуги, праздники, экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные). Для активизации детской любознательности мы используем экспериментирование и проектную деятельность с детьми. При организации экспериментов и проектной деятельности задействованы вертушки, дождеметр, воздушные змеи, термометр, лупы. Разрабатывается долгосрочный проект “Мир природы”, в котором реализуется свободное творчество детей. В летний период проводятся различные экологические акции. Так, традиционным стало проведение акции “Красота вокруг нас”, в рамках которой дети, родители и педагоги занимаются благоустройством территории, а именно: очисткой и озеленением территории, уходом за зелеными насаждениями, оформлением клумб. Декада “Край мой Севером зовется” имеет своей целью расширение знаний о Кольском крае: особенностях природы, растительном и животном мире, воспитание любви к родному краю, родному городу. Результатом совместной творческой деятельности воспитателей, детей и родителей стал проект “Здравствуй, лето” (изготовление поделок для облагораживания территории детского сада). На экологической тропе организуются летние развлечения для детей и родителей, такие, как "Солнышко лучистое, в гости приходи", “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Проводятся игры: “Пищевая цепочка”, “Воздух, земля, вода”, “Лес, сад, огород”, “3 стихии”, “Слепая гусеница”, “Узнай на ощупь”, “Чья это шишка?”, “Посади дерево”. Для детей и родителей проводится лекция “В гостях у природы” (школа вежливости, лесной этикет или как правильно вести  себя в лесу).

Развитие такой образовательной технологии, как экологические тропы, соответствует приоритетам Программы “Модернизация системы образования России”. Именно на экологической тропе дошкольники находят ответы на вопросы о том, как человек воздействует на природу, как природа воздействует на человека, как сделать так, чтобы эти взаимодействия были гармоничными. Экологическая тропа – это перспективный опыт в развитии экскурсий в целом, элементов и начал туристической деятельности, как средства охраны природных и культурных территорий. В перспективе именно использование инновационных методик образовательного процесса поможет реализовать главную цель экологического образования — создание условий для развития поколения, способного воплотить в жизнь идеи устойчивого развития. Использование экологической тропы позволяет нам осуществлять образование и просвещение в области экологии, учитывая принципы устойчивого развития, что приобретает сегодня первостепенное значение для понимания необходимости перехода к новому типу отношения природы и общества, переходу на новый этап взаимодействия с природой.

Реализация экологического проекта “Прогулки по северным тропинкам” позволила нам достигнуть следующих результатов:

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • озеленение территории детского сада, появление экологической мини-лаборатории под открытым небом “Юный исследователь”;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей;
  • разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками;
  • содержание и формы взаимоотношений между родителями, детьми и работниками дошкольного учреждения приобрели качественно новый оттенок партнерства;
  • создание условий для активной совместной добровольческой, творческой деятельности дошкольников, их родителей, педагогов, жителей микрорайона;
  • создание интеллектуальной и практической базы для совершенствования; профессионального мастерства педагогов (методические чтения, обобщение опыта, семинары, тренинги).
  • получение материальной помощи от шефской организации и родительской общественности.

Конечные результаты использования экологической тропы как образовательной технологии:

  • повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
  • реализация творческих способностей детей через интеграцию умственного и физического труда по изучению, оценке состояния и сохранения природы Кольского края;
  • формирование у дошкольников экологического сознания, культуры природопользования, естественнонаучного мировоззрения;
  • повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Мы планируем разработку и реализацию проекта “Тропа здоровья”, что позволит нам проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. На данном этапе осуществляется определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта “Тропа здоровья”.