Музыкальные картины зимы

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: знакомство с жанром опера как вид искусства, объединяющий народные традиции, музыку, живопись, литературу.

Образовательные задачи:

  • Знакомство с народными традициями русского народа.
  • Закрепление понятий общности выразительных средств и взаимосвязи музыки произведений, живописи и литературы.
  • Закрепление представлений связи музыки и жизни.

Воспитательные задачи:

  • Возрождение русских традиций и обрядов русского народа.
  • Воспитание уважения к традициям русского народа.
  • Формировать нравственно-эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки и живописи.

Развивающие задачи:

  • Развитие творческого мышления и воображения.
  • Развитие вокально-хоровых навыков.
  • Совершенствований навыков анализа музыкальных произведений и живописи.

Музыкальный материал:

Наглядный материал:

Презентация урока: портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова, репродукции картин И.И.Шишкин “Зима”, А.К.Саврасов “Зимний пейзаж”, Б.М. Кустодиев “Масленица”, “Масленичное катание”.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Тема нашего урока “Музыкальные картины зимы”.

Учитель. Зима наша очень разная. На первый взгляд - всё одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная да с солнцем. А какой день зимой? Утро раннее, неслышное, с морозцем и поскрипыванием снега. С ярким, искрящимся снегом в полдень и длинным, тихим вечером, когда сама природа ждёт появления сказки.

Поэты, композиторы и художники, часто называют зиму красавицей, порой она шаловливая, порой тихая, словно сон.

Презентация.

На экране Слайд № 2

Чародейкою – зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев.

Звучит пьеса Чайковский “Январь”.

На экране Слайд № 3 Саврасов “Зимний пейзаж”

Слайд № 4 Шишкин “Зима”

Прозвучала музыка П.И.Чайковского “Январь” и стихотворение русского поэта Тютчева, вы познакомились с иллюстрациями картин художника Саврасова и Шишкина. Как вы думаете, эти произведения похожи или различны по настроению? Что роднит эти произведения? (ответы детей).

Люди рады “проказам матушки –зимы”. Мороз бодрит человека, заставляет быстрее двигаться. А снег- скользкий, лёгкий и красивый. Санки летят по снегу- захватывает дух, ловко брошенный снежок обжигает кожу. Весело зимой!

Исполнение песни “Пришла веселая зима”.

Музыка часто перекликается с другими видами искусств. Нередко писатели, поэты, художники и композиторы вдохновляли друг друга на написание новых произведений.

М.П.Мусоргский сюита “Картинки с выставки” и картины художника Гартмана, произведения А.С.Пушкина нашли вторую жизнь в музыкальных произведениях М.И.Глинки, Н.А. Римского – Корсакова. Сказка писателя Островского, легла в основу оперы (Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”. Слайд № 5

Мы знакомы с героями оперы. Вспомним их имена. (Снегурочка, Лель, мать Весна, отец Мороз).

Н.А.Римский-Корсаков воссоздает картину праздника “Проводы зимы”. Сегодня мы знакомимся со сценой из оперы “Снегурочка”. Слайд № 6

На уроках во 2 классе мы знакомились с обычаями празднования Масленицы на Руси. Обычаи, обряды, игры весёлого народного праздника, которым славяне отмечали конец зимы и наступление весны, дошли до наших дней.

Давайте рассмотрим репродукции картин на страницах учебника*. Художник ХХ в. Б.М. Кустодиев – “Зима. Масленичное гулянье”.


* Учебник, “Музыка” 3 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, ст.64-65

Слайд № 7.

Народные праздники были любимой темой в творчестве Б.М. Кустодеева. И первое место среди них занимает веселая, хлебосольная масленица.

Какие приметы Масленицы мы видим на картине? (ответ). Атмосфера веселого раздольного праздника захватывает нас с первых минут просмотра. На каждой из картин можно видеть изображение морозного зимнего дня, празднично одетых людей, веселая карусель с шумным балаганом, катание на лошадях в расписных санях с важными бородатыми кучерами, игра в снежки, и залихватские песни под неизменную задорную гармошку. Какие цвета красок использовал художник для создания праздничного настроения? (ответы детей). Искрятся морозным инеем крыши домов, светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются в высь к изумрудно-зелёному небу, по которому плывут желто-розовые облака.

Вслушайся в “музыку” этих картин. Какой музыкой можно было бы озвучить их? (ответы детей). Послушайте слова хора “Масленица”.

Раным-рано куры запели,
Про весну обвестили.
Прощай, Масленица!

Сладко, воложно нас кормила.
Суслом бражкою поила.
Прощай, Масленица!

Пито, гуляно было вволю,
Пролито того боле.
Прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили
Рогозиной, рединой.
Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,
На дровнях волочили.
Прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,
Чтоб глаза невидали.
Прощай, Масленица!

Ой, честная масленица,
Веселенько тебя встречать, привечать
Трудно-нудно тебя со двора провожать.

Воротись хоть на три денёчка,
Не воротишься на три денёчка,
Воротись хоть на денёчек,
На денёчек на малый часочек,
Ой, честная масленица!

Построение хора в форме рондо, где главной темой станут слова “Прощай, Масленица!”

Звучит хор “Масленица”. Созвучны ли музыка и картина Б.М.Кустодеева. (ответы детей)

Задание “Собери пословицу” (ребята собирают в парах распечатанные части пословиц, читают полученные варианты).

Слайд №8 Пословицы.

  • На горах покататься, в блинах поваляться.
  • Масленицу провожаем, света-солнца ожидаем.
  • Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
  • Без блинов – не масленица.
  • Не всё коту масленица, а будет Великий Пост.
  • Масленица объедуха, деньги приберуха.

Исполнение песни “ Масленица”.

Сегодня на уроке звучала музыка, стихи, мы знакомились с репродукциями картин русских художников. Назовите их? (Кустодиев “Масленичное катание”, “Масленица”, Шишкин “Зима”, Саврасов “Зимний пейзаж”).

Мы с вами сегодня продолжили знакомство с (оперой “Снегурочка”). Как называется сцена, музыка которой звучала на уроке (Проводы масленицы).

Для того, что бы создать оперу, требуется много разных профессий. Какие это профессии? (Режиссёр, актёр, композитор, музыкант, гримёр, костюмер, декоратор). Я предлагаю стать художником-декораторатором, костюмером. Дома подобрать краски для рисунка, чтобы передать характер народного праздника (раздаётся ученику лист с изображением “Проводы, масленицы”).

Слайд №9 Б. Кустодиев “Масленица”. Звучит музыка П.И. Чайковского “Февраль”.