Практикум для родителей старших групп "Формирование отношений между родителями и детьми"

Разделы: Работа с родителями


Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.

На мультимидийном экране слова В.А.Сухомлинского: “Я твердо убежден, что семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагогов всегда будет сводиться к перевоспитанию”.

Упражнение “Знакомство”

Психолог. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Давайте познакомимся друг с другом. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать корзиночку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: я Оксана Анатольевна, мой ребенок бывает упрямым, я пытаюсь его переубедить. Или: мой ребенок самый замечательный, и у меня не бывает проблем.

При этом вы выбираете себе кружок из корзиночки.

Родители высказываются и передают корзиночку своему соседу.

Психолог. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными для нас сегодня глазами.

“Упражнение “Мое солнышко”

Психолог. Возьмите на столе лист бумаги с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего ребенка, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

(Родителям предлагаются два одинаковой величины листа бумаги, склеенные по углам. На нижнем листе изображено солнце с отходящими от него лучами, на которых написаны все качества, которые может проявлять ребенок. На верхнем листе такое же солнце, но круг в середине вырезан, а надписи на лучах отсутствуют. Родители выполняют задание.)

Психолог. (Выставляет карточки-иллюстрации с изображением качеств ребенка).

Любой ребенок имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое, многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка и вы увидите, как многогранен ваш малыш. (Родители снимают верхний слой листка и читают и сравнивают качества ребенка).

Психолог. Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и кажется, выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходится слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь?

Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно – при условии правильного воспитания.

(На слайде презентации появляется слайд “Типы родительских позиций”. Психолог знакомит родителей с типами родительских позиций.)

Типы родительских позиций

1. Чрезмерно оберегающие родители. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Родители проявляют постоянную гиперопеку ребенка — ограничивают его социальные контакты, дают советы и предложения.

2. Гиперсоциальная требовательная позиция. В этом случае от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических.

Они требуют от детей, прежде всего, послушания, умение подстроиться к другим людям, требуют зависимости от взрослого в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

3. Раздражительный, эмоционально лабильный родитель. Основной чертой данной родительской позиции является противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность — с доминантностью, завышенные требования — с родительской беспомощностью.

4. Авторитарный родитель. Такие родители больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми, жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. Обозначают подобную родительскую позицию как приказной стиль общения, который включает в себя безапелляционный тон, требование беспрекословного послушания, придирчивость, нудные нотации и упреки, резкость, запугивание.

5. Устранившийся, раздражительный родитель. Ребенок для такого родителя — главная помеха, он постоянно мешает. Ребенку навязывают роль “ужасного ребенка”, создающего, лишь хлопоты и напряженные ситуации. По мнению родителя, он непослушен, своеволен.

6. Отсутствие воспитания как такового. Дети предоставлены сами себе. Чаще это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом. Данная родительская позиция - позиция уклонения, при которой контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ему предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

7. Либеральный родитель. Такие родители - снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

8. Гипертрофированная родительская любовь. Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства.

9. Авторитетные родители. Родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения. И хотя родители прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, они не исходят только из желания детей, придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований.

10. Демократичные родители. Эта модель поведения родителей сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима.

Психолог. Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

Родители отвечают.

Психолог. Если обобщить все сказанное, получается, что тогда, ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой.

Где же ребенок получает больше всего ударов?

Родители отвечают.

Психолог. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

Упражнение “Круг общения ребенка”

Психолог. Давайте поговорим, с кем общается ваш ребенок, выясним круг его общения.

Родители отвечают (семья, бабушки, дедушки, врач педиатр, дети, воспитатель...). (по мере того, как родители называют членов общения ребенка, психолог выставляет картинки - иллюстрации). Каждый воспитывает ребенка по своему, заражая его своими эмоциями. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

Упражнение “Струны воспитания”

Психолог. (На ватмане нарисован ребенок дошкольного возраста, психолог предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана то, на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых (оценка, наказание, навязывание собственного опыта, осуждение, отвержение, требование...).

Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения ребенка постоянно растет. Посмотрите: у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого ребенок ощущает, даже когда нас нет рядом. Но свобода и постоянный контроль несовместимы. Если не ослабить пресс, взрослея, ребенок вряд ли сможет самостоятельно решать какие бы то ни было вопросы, нести ответственность, спотыкаясь о кочки и натыкаясь на камни жизненных неурядиц.

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, повседневные заботы. А вопросы воспитания они оставляют на потом или прибегают к ним в состоянии агрессии. Поэтому, прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ожидали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

Но самое главное – никогда не воспитывайте ребенка в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один раз отрежьте. Посмотрите на совершенное его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.

Психолог. Мы стараемся сохранить дружную семью и наши дети пришли сегодня к нам, чтобы доказать, что мы – одна дружная семья. (Входят дети, чьи родители присутствуют на мероприятии.

Мы проведем игру и узнаем насколько хорошо вы знаете своего ребенка по тактильным ощущениям. Игра “Найди своего ребенка”

Одному из родителей завязывают глаза и он ощупывает каждого играющего ребёнка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Все родители участвуют в отгадывании по очереди.

Психолог. Следующая игра на развитие взаимопомощи, без которой в семье никак не обойтись. “Волшебные картинки”

Каждая семья получает “волшебные картинки”, которые постоянно рассыпаются и “ломаются” (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе.

Психолог. Вот на примере игры мы с вами убедились в том, что каждая семья кует свое семейное счастье. Я прошу вас обнять друг друга, пожелать своим близким любви.