Проект "Красная книга Югры глазами детей"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель проектного метода: развитие исследовательских умений и художественно-творческих способностей способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи проектного метода:

  • использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
  • овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, художественным традициям своего югорского края;
  • воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности.

Приложение

Приложение 1Сертификат

Ожидаемые результаты:

  1. Самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности.
  2. Самооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.

В документах Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения большое внимание уделяется разделу “Искусство”: “Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.

С точки зрения современного образования, школа, через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития, является уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Задача школы не формировать личность с заранее заданными (типовыми) свойствами, не манипулировать ею, а помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и по возможности самому реализоваться. Необходимо создавать такую школьную среду, где бы каждый получил для этого возможность. Современные образовательные технологии выступают здесь обязательным условием, а также обеспечивают достижение высоких результатов. Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Метод проекта позволяет сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Применяя метод проектов, я пришла к выводу, что, проектный метод повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Я хочу немного уделить внимание на саму технологию проектного метода.

В образовании все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на методы, позволяющие "добывать" знания самостоятельно, формировать ряд компетентностей, а также на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. В ближайшей перспективе по ФГОС ведущим методом обучения в школе должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. В практике такой подход принято называть компетентностным.

К числу таких методов можно отнести метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, создавать творческие продукты познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учеников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Актуальность проблемы.

Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью, определяется:

  1. Необходимостью реализации метода проекта в методику преподавания предметов изобразительного искусства, для достижения нового результата образования;
  2. Методическая тема нашей школы: “Повышение качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты” послужила основанием для использования метода проекта в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми. Обоснование актуальности – имеющиеся противоречия образования между необходимостью творческого использования классно-урочной системы и её преимуществ и недостаточной разработанностью технологии проектирования современного урока изобразительного искусства на основе проектного метода.

Раздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихся.

Метод проектов – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося. Метод проектов способствует развитию интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей учащихся в процессе создания продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, комплекс поисковых, исследовательских, и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического и теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы. И, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, способствующая раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования.

Ведущий отечественный специалист в области проектной деятельности учащихся Е.С.Полат определяет метод проектов как “способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом”. Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода: – наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы); – реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта; – обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; – наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; – представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.

Раздел II.

Методические аспекты использования метода проекта, применяемого на уроках изобразительного искусства.

Целенаправленная деятельность учителя изобразительного искусства урока с применением метода проекта, должна быть направлена на становление опыта художественно-творческой деятельности школьников. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе. Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и прочие. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). Проект может быть индивидуальным и групповым. Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и предметные задачи изобразительного искусства, заданные учебной программой. Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта, форму реализации продукта.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо сформулировать тему, работа над которой потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:

– умение находить нужную информацию;
– способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;
– умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:
умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом;
– создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;
– умение уместно использовать средства и способы творческой деятельности.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах.

Например: индивидуальные мини-проекты на уроках в 5классе: “Древние образы в народном искусстве”; “Единство конструкции и декора в народном жилище”; “Современное выставочное искусство”.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1–2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.

Например: коллективные проекты на уроках изобразительного искусства: “Народные праздничные обряды”; “Создание герба своей школы” “Народные промыслы их истоки и современное развитие ”.

Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных декад эстетического цикла, городских фестивалей, например: -подготовка и проведение конкурсов рисунков, поделок по определенной теме; Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и в основном во внеурочное время. Четвертные темы проектов проводятся в 6 классах в уроках обобщения темы четверти. Это проекты: “Наши друзья”, “Времена года”, “Пейзаж – большой мир”, которые мы объединили в один проект “Красная книга Югры” и, он в ходе работы переходит во внеурочную деятельность.

Этапы проекта: Работа ведётся по определённому плану:

а) информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:

– обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;
– проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
– создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

б) плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо: -проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи; -выделить среди них наиболее удачные; -помочь учащимся составить план работы над проектом.

в) поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо:

– составить список возможных источников информации;
– следить за ходом исследования;
– проводить консультации по методике сбора и обработки информации;
– корректировать деятельность участников проекта;
– обобщать промежуточные результаты.

г) обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

– организовать консультирование по обобщению материалов;
– помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;
– продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;
– выбрать форму представления проектов.

д) этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо:
– определить время и форму защиты проектов;
– подготовить сценарий защиты проектов;
– оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

ж) аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Этапы можно рассмотреть на примере проекта “ Красная книга Югры”.

Изучая раздел в 6 классе “Человек и пространство в изобразительном искусстве” и темы “Жанры в изобразительном искусстве”, “Изображение пространства”, “Пейзаж – большой мир” – мы коснулись изучения природы, соответственно своего родного края Югры. Постепенно изучая свой край, мы выяснили проблему, что добывая на территории нашего округа около 60 % нефти России, наша хрупкая северная природа испытывает огромные нагрузки. У тех, кто думает о будущем округа, не может не вызывать тревогу состояние окружающей среды. Ханты- Мансийский Автономный округ в феврале 2003 года впервые приняло решение о проведении в окружном центре 1 Международной акции “Спасти и сохранить”. Проведение Акции было приурочено ко Дням защиты от экологической опасности, которые традиционно теперь проходят каждый год в мае-июне месяце. В настоящее время при активном участии нашего округа в ЮНЕСКО идет серьезная работа по сохранению действенного международного механизма недопущения уничтожения природных ресурсов человечества. В этой связи значение Акции, организованной Правительством Ханты-Мансийского Автономного округа, невозможно переоценить.

Акция показала актуальность и значение формирования культуры природолюбия у подрастающего поколения.

Изучив материалы, положения проведения Акции, я решила на уроках и во внеурочной деятельности, сделать с детьми свой вклад для сохранения и спасения природных ресурсов Югры.

На 1-м этапе была сообщена тема, раскрыта актуальность темы. Была создана ситуация – изучение “Красной книги Югры”, были созданы группы. Были сообщены сроки: апрель–май–июнь.

На 2-м этапе Определили цели:

  • развить исследовательские умения и художественно-творческие способности, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе;
  • вложить свой вклад в мероприятия проводимые в рамках Международной Акции “Спасти и сохранить” в Ханты-Мансийском Автономном Округе.

Задачи:

  1. Ознакомиться с книгой “Красная книга Югры”.
  2. Выявить какие виды исчезают: животных, птиц, растений.
  3. Продумать форму индивидуальных проектов.
  4. Выявить творческие конкурсы, где можно реализовать свои проекты.

3-й этап: На этом этапе мы выбираем способы поиска информаций. Каждый обучающийся, участвующий в проекте собирает информацию, используя библиотечные ресурсы, Интернет, личные наблюдения. На этом этапе активно подключаются и родители учеников.

4-й этап: На этом этапе собирается и обрабатывается вся информация. Начинается работа каждого обучающегося над эскизами, презентацией. Каждый определяется в жанре над работой, технике, материале. Это могут быть и работа в графике, в живописи и в объеме (скульптурные работы).

5-й этап: На этом этапе обучающийся уже представляет свой готовый проект, будь это рисунок, поделка, лепка и другое, вместе с сообщением или презентацией. После обсуждений и выявлений лучших работ, организовывается выставка на школьном уровне и лучшие работы отправляются на конкурс детских творческих работ, организованных в рамках Акции “Спасти и сохранить” на муниципальный уровень (фестиваль “Лангепасская капель”) , на окружной уровень (“Зеленая планета”), на Международный уровень (“Спасти и сохранить” – экологические листовки, “Юные художники”).

6-й этап: На этом этапе мы проводим анализ о проделанной работе, выявляем лучшие работы по результатам конкурсов; и рассматриваем перспективы дальнейших исследований.

Раздел III. Заключение

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Библиографический список

  1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1982 г.
  2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., Просвещение , 1987 г.
  3. Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству 1–9 класс/Под рук. Б.М.Неменского – М.: Мин. обр., 2008 – 130 с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. – М.: Аркти, 2005.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. / Н.Ю. Пахомова – М.: АРКТИ, 2005.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000. –
    272 с.
  7. Плюхин В.У. Творчество – у истоков гражданственности. М., Просвещение, 1989 г.
  8. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения. Журнал “Начальная школа до и после”. № 9, 2007 г.