Игра "Из истории возникновения и развития математики"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели: обобщить начальные сведения из истории математики, связанные с программным материалом; расширить умственный кругозор, повысить умственную культуру; способствовать развитию интереса к истории математики.

Форма проведения: игра “Поле чудес”.

Ход игры

I. Выбор участников игры.

На доске написаны два уравнения:

4,7y – (2,5y + 12,4) = 1,9;

(y = 6,5)

3,5x – (2,3x – 3,8) = 4,28.

(x = 0,4)

Первые девять учеников, правильно решившие уравнения, приглашаются для участия в игре “Поле чудес”.

II. Из девяти участников определяется первая тройка. Для этого предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:

  1. Незнайка отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое открытие в секрете. Почему?
    (Такой дроби нет.)
  2. Из железа выплавили три куба с ребрами 3, 4 и 5 дм. Потом их расплавили и выплавили один куб. Как вы думаете, чему равна длина его ребра?
    (6дм.)
  3. Незнайка провел 11 диаметров окружностей. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21. Правильный ли его ответ?
    (Нет.)

По результатам ответов определяется первая тройка участников.

Задание 1. Кем и когда были “заново” изобретены десятичные дроби?

(Фламандским инженером и ученым Симоном Стевином в середине XVI века.)

На доске зашифровано слово “СТЕВИН”.

Историческая справка [2]:

“Симон Стевин, бухгалтер из Брюгге, стал инжененром в армии принца Морица Оранского, оценившего в нем сочетание здравого смысла, оригинальности и теоретического мышления. В работе “Десятая” (La disme, 1585 г.) он ввел десятичные дроби, что было составной частью проекта унификации всей системы мер на десятичной основе. Это было одним из больших усовершенствований, которые стали возможны благодаря всеобщему принятию индийско-арабской системы счисления.”

Игра со зрителями. Что означает латинское слово “градус”?

(“Ступень”; правильным можно считать ответ “шаг”.)

На доске зашифровано слово “СТУПЕНЬ”.

Историческая справка:

Градус (от лат. gradus – деление шкалы, шаг, ступень) обозначается °. Один оборот равен 360°. В прямом угле, таким образом, 90°, в развернутом – 180°. Деление окружности на 360° ввели вавилоняне. Градус, минута, секунда – общепринятые единицы измерения плоских углов. Также эти величины используются в картографии для определения координат произвольной точки земной поверхности.

III. Вторая тройка определяется жеребьевкой: оставшиеся шесть участников вытаскивают жетоны. Те, кому выпали жетоны с цифрами 1, 2, 3, включаются во вторую тройку игроков.

Задание 2. Кто изложил в России учение о десятичных дробях?

(Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. в учебнике математики “Арифметика, сиречь наука числительная”.)

На доске зашифровано слово “МАГНИЦКИЙ”

Историческая справка [3]:

“Русский математик и педагог Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739) в 1703 г. Опубликовал в Москве свою знаменитую книгу “Арифметика, сиречь наука числительная”. Эта книга была до середины XVIIIв. основным учебником по математике в России. “Арифметика” Магницкого поистине была энциклопедией математических знаний и сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. М.В.Ломоносов называл “Арифметику” Магницкого “вратами учености” наряду со “Славянской грамматикой” (1643) Мелентия Смотрицкого.”

Игра со зрителями. В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах?

(Более 3 тыс. лет назад, в Вавилоне.)

На доске зашифровано слово “ВАВИЛОН”.

Историческая справка [2]:

Наше современное деление часа на 60 минут и 3600 секунд восходит к шумерам (Сейчас археологи полагают, что древний Вавилон – это последний отблеск таинственной цивилизации шумеров), равно как и наше деление окружности на 360 градусов, каждого градуса на 60 минут и каждой минуты на 60 секунд. Есть основание полагать, что выбор в качестве основы 60 вместо 10 появился при попытке унифицировать системы измерения, хотя то обстоятельство, что 60 имеет много делителей, тоже могло иметь значение.

IV. Третью тройку составляют оставшиеся три ученика.

Задание 3. Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметические действия, который был создан в 1673г. Немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем?

(Арифмометр.)

На доске зашифровано слово “АРИФМОМЕТР”.

Историческая справка:

Немецкий физик и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц задумался о создании механической вычислительной машины, выполняющей операции сложения, вычитания, умножения и деления чисел, после знакомства с голландским математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. “Поскольку это недостойно таких замечательных людей, подобно рабам, терять время на вычислительную работу, которую можно было бы доверить кому угодно при использовании машины”. Арифмометр был создан Лейбницем в 1673 году, продемонстрирован во Французской академии наук и Лондонском королевском обществе.

Игра со зрителями. В долине какой реки В Древнем Египте было сосредоточено земледелие?

(Нил.)

На доске зашифровано слово “НИЛ”.

Историческая справка [2]:

“Восточная математика возникала как прикладная наука, имевшая целью облегчить календарные расчеты, распределение урожая, организацию общественных работ и сбор налогов. Вначале, естественно, главным делом были арифметические расчеты и измерения. Однако в науке, которую столетиями культивировали специалисты, чьей задачей было не только ее применение, но и посвящение в ее тайны, должен был развиться абстрактный уклон. Постепенно наукой стали заниматься ради нее самой. В 1858г. был открыт Египетский папирус Райнда (Rhind), написанный около 1650 г. до н.э. и содержащий 84 задачи.”

V. В финальной игре принимают участие победители в тройках. Если определились только два победителя, то в финальной игре принимают участие победители игры со зрителями.

Задание 4. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово “геометрия”?

(Землемерение, Гео – земля, Метрио – измеряю.)

На доске зашифровано слово “ЗЕМЛЕМЕРЕНИЕ”.

Историческая справка [2]:

“Согласно преданию отцом греческой математики является милетский купец Фалес, в первой половине шестого века посетивший Вавилон и Египет. Первоначально греки занимались математикой , имея одну основную цель – понять, какое место занимает во вселенной человек в рамках некоторой рациональной схемы. Математика помогла найти порядок в хаосе, связать идеи в логические цепочки, обнаружить основные принципы. Она была наиболее теоретической из всех наук. Первые тексты, дошедшие до нас, относятся к четвертому столетию до н.э. – это издания Евклида, Архимеда, Аполония и других великих математиков античности.”

VI. Суперигра.

Задание 5. Как называется наука об измерении земли?

(Геодезия.)

Заключительная игра со зрителями. При делении числа С на 7 получилось 5,2. Найдите число С.

(36,4)

На обдумывание ответа дается 20 секунд.

VII. Подведение итогов игры и награждение победителей.

Литература.

  1. Г.И.Глейзер. “История математики в школе для 5–6 классов”.
  2. Д.Я.Стройк. “Краткие очерки истории математики”.
  3. И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. “Старинные задачи”.