Влияние оздоровительной коррекционной, педагогической работы на физическое и психическое здоровье дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не отсутствие болезни.

Компоненты здоровья:

  • Физическое (уровень развития систем организма);
  • Соматическое (тело, сегодняшнее самочувствие систем);
  • Психическое (душа, внутренний мир);
  • Нравственное (духовное, комплекс мотивационных характеристик);
  • Интеллектуальное.

Один из наиболее важных компонентов здоровья – это физическое развитие. Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма человека. В узком смысле термин “физическое развитие” применяется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, состояние осанки и др.).

В широком понимании термин физическое развитие включает в себя физические качества – быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, метание. Кроме того существуют критерии физического развития и физической подготовленности. Они доступны пониманию детей, которые, ориентируясь на них, могут повышать свои физические возможности и уровень физического развития.

Одной из основных характеристик физического развития выступает развитие двигательной сферы ребенка.

Ведущей формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам – физкультурные занятия.

Цели и задачи занятий:

  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать физические качества;
  • удовлетворять естественную потребность в движении;
  • обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные для данного возраста физические нагрузки;
  • дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;
  • создание условия для разностороннего развития детей.

Каждое занятие делится на три части:

Первая часть, вводная.

Задачи: повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузки в основной части занятия.

Вторая часть, основная.

Задачи: тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно – волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка.

Третья часть, заключительная.

Задачи: снижение эмоциональной и физической нагрузки, то есть постепенный переход от возбужденного состояния к более “спокойному”. На занятиях важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей.

Развитие движений ребенка проходит на утренней гимнастике ежедневно до завтрака в каждой возрастной группе.

Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект.

Физкультурные праздники, досуги способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность уважительное отношение к соперникам, сплоченность команды.

Самостоятельная двигательная активность ребенка способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей. Самостоятельная и индивидуальная двигательная деятельность детей должна быть под руководством педагога. При организации, закреплении двигательных навыков, педагог должен видеть, как ребенок пользуется приобретенными движениями в различных условиях.

Дополнительные занятия с детьми в группе “Здоровей – ка”.

Задачи: формировать у детей потребность в ежедневной активной двигательной деятельности; воспитывать привычки сохранять правильную осанку; укреплять мышечный корсет; добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений; учить чувствовать свои движения, направлять мысли н выполнение конкретного движения; воспитывать красоту движений; учить владеть своим телом в движении; заботиться о своем здоровье.

Задания на дом.

Задания на дом даются с целью воспитания здорового образа жизни семьи, а также совершенствование двигательных умений и навыков детей.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием. Дети очень чувствительны к неблагоприятным воздействиям среды.

Одним из основных негативных факторов является авторитарный стиль воспитания, который может привести к возникновению у детей психологического дискомфорта. При этом у них подавляется потребность в безопасности, любви, общении, познании окружающего мира самостоятельно и с помощью взрослых. Авторитарный стиль воспитания приводит к тому, что дети становятся необщительными, замкнутыми, нелюбознательными, отказываются от контакта с незнакомыми людьми.

Одно из важнейших условий укрепления психического здоровья детей – создание такой обстановки в группах детского сада, в которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации, не боялся обратиться с любым вопросом к воспитателю и другим педагогам, а при необходимости мог обратиться за помощью к каждому сотруднику дошкольного учреждения. Важно, чтобы ребенок был хорошо знаком с внутренним расположением помещений здания детского сада и мог самостоятельно найти нужную ему комнату (спортивный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, логопеда и другие кабинеты).