Пояснительная записка
Давно уже стало очевидным универсальность вероятностно-статистических законов, они стали основой описания научной картины мира. Современная физика, химия, биология, демография, социология, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической базе. В нашу жизнь вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов. Круг вопросов, связанных с осознанием соотношений понятий вероятности и достоверности, проблемой выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех – всё это находится в сфере реальных интересов становления личности.
Подготовку человека к таким проблемам осуществляет школьный курс математики. Все перспективные государственные образовательные документы содержат вероятностно-статистическую линию в курсе математики. Теория сочетаний представляет средство для одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в различных комбинациях. Вопросы реформирования и модернизации нынешнего школьного образования подтверждают необходимость включения стохастической линии в школьный курс, так как изучение и осмысление теории вероятностей и стохастических проблем развивает комбинаторное мышление, так нужное в нашем перенасыщенном информацией мире.
Цели и задачи
- введение в комбинаторику, знакомство с основными понятиями: перестановки, размещения, сочетания;
- введение в теорию вероятностей (частота и вероятность, сложение и умножение вероятностей);
- коррекция базовых математических знаний, систематизация, расширение и углубление знаний;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, психических способностей ребенка, обеспечивающих его адаптацию в дальнейшей жизни, научить школьников учиться посредствам личностно-ориентированного подхода;
- воспитание творческой личности, умеющей самореализовываться и интегрироваться в системе мировой математической культуры;
- акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
- развивать способности учащихся к математической деятельности;
- способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных программой.
Урок 1. “Престановки”
Цели урока:
- познакомить с понятием “комбинаторика”, привести примеры комбинаторных задач;
- ввести (повторить) понятие “факториал”;
- дать определение понятия “перестановка”;
- доказать равенство Рn=n!;
- решать задачи на перестановки.
Ход урока
1) Что такое комбинаторика, решение комбинаторных задач, исторические комбинаторные задачи.
В науке и практике часто встречаются задачи, решая которые приходиться составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число этих комбинаций. Такие задачи получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в котором рассматриваются эти задачи, называют комбинаторикой. Слово “комбинаторика” происходит от латинского слова combinare – “соединять, сочетать”.
Определение. Комбинаторика – это раздел математики, посвящённый задачам выбора и расположения предметов из различных множеств.
Типичной задачей комбинаторики является задача перечисления комбинаций, составленных из нескольких предметов.
Пример 1. Дано три элемента a, b и c. Сколькими способами можно расставить эти элементы друг за другом?
Решение: abc, acb, bac, bca, cab, cba. Всего 6 различных способов.
Пример 2. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, используя в записи числа каждую цифру не более одного раза?
1 | 3 | 5 | 7 | ||||||||||||||||||||
3 | 5 | 7 | 1 | 5 | 7 | 1 | 3 | 7 | 1 | 3 | 5 | ||||||||||||
5 | 7 | 3 | 7 | 3 | 5 | 5 | 7 | 1 | 7 | 1 | 5 | 3 | 7 | 1 | 7 | 1 | 3 | 3 | 5 | 1 | 5 | 1 | 3 |
Итого 24 числа: 135, 137, 153, 157, 173, 175, 315, 317, 351, 357, 371, 375, 513, 517, 531, 537, 571, 573, 713, 715, 731, 735, 751, 753. Такой способ решения называют деревом возможных вариантов.
Некоторые комбинаторные задачи решали ещё в Древнем Китае, а позднее – в Римской империи. Как самостоятельный раздел математики комбинаторика оформилась в Европе в XVIII веке в связи с развитием теории вероятностей.
В древности для облегчения вычислений часто использовались камешки. При этом, особое внимание уделялось числу камешков, которые можно было разложить в виде правильной геометрической фигуры. Так появились квадратные числа (1, 4, 16, 25, ...):
Были сконструированы и треугольные числа (1, 3, 6, 10, 15, ...):
Все составные числа древние математики представляли в идее прямоугольников размером m x n, выложенных из камней, где обязательно m 1 и n 1. Простые числа представляли в виде линий 1 х n. В связи с этим составные числа древние учёные называли прямоугольными, а простые – непрямоугольными числами.
2) Факториал.
Определение. Факториалом натурального числа n называется произведение всех натуральных чисел от 1 до n. Обозначение n!
Для того, чтобы в различных формулах не делать исключения для числа 0, принято соглашение: 0! = 1.
Таблица факториалов от 0 до 10:
n | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
n! | 1 | 1 | 2 | 6 | 24 | 120 | 720 | 5 040 | 40 320 | 362 880 | 3 628 800 |
3) Перестановки.
В примерах 1 и 2 мы составляли различные комбинации элементов и чисел, переставляя их различными способами.
Определение. Перестановкой называется конечное множество, в котором установлен порядок элементов.
В приведённых примерах различных перестановок относительно не много. Но возможны другие задачи, в которых количество перестановок достаточно большое. Выписывать их неудобно, это занимает достаточно много времени и вероятность “потерять” какое-нибудь решение велика.
Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле:
Pn = n!
Доказательство:
Если n = 1, то Pn = 1! = 1 – верно.
Допустим, что Pk = k! – верно.
Докажем, что Pk+1 = (k + 1)! – тоже верно:
Мы имеем k + 1 элемент. На первое место можно поставить любой из них. Для каждого выбора первого элемента на второе место можно поставить один из оставшихся k элементов. Для каждого выбора первых двух элементов на третье место можно поставить один из оставшихся k – 1 элементов и т.д. В результате получим, что
4) Примеры решения задач.
Пример 1. Сколькими способами могут быть расставлены восемь участниц финального забега на восьми беговых дорожках?
Решение: P8 = 8! = 40 320
Значит, существует 40 320 способов расстановки восьми участниц на восьми беговых дорожках. (Понятно, что решить эту задачу методом построения дерева возможных вариантов практически невозможно.)
Ответ: 40 320 способов.
Пример 2. Сколько различных четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, причём в каждом числе цифры должны быть разные?
Решение: Количество четырёхзначных чисел, которые можно составить из 4-х различных цифр (без повторения цифр) равно числу перестановок из четырёх элементов P4. Но в этом случае будут образовываться числа, начинающиеся с 0, что невозможно. И таких перестановок будет P3. Следовательно, Р4 – Р3 = 4! – 3! = 18.
Ответ: 18 чисел.
Пример 3. Имеется 10 различных книг, среди которых есть трёхтомник одного автора. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке, если книги трёхтомника должны находиться вместе, но в любом прядке?
Решение: Будем считать трёхтомник одной книгой (т.к. порядок книг в самом трёхтомнике возможен любой). Тогда у нас всего не 10 книг, а 8. Их можно расставить Р8 способами. Но книги в трёхтомнике можно расставить Р3 способами. Для каждой перестановки из 8-и элементов соответствует определённая перестановка из 3-х элементов. Следовательно, .
Ответ: 241 920 способов.
5) Задачи для самостоятельного решения (в классе и дома).
1). Сколькими различными способами могут сесть на скамейку
а) 5 человек;
б) 7 человек.
Решение: а) Р5 = 5! = 120; б) Р7 = 7! = 5 040.
Ответ: а) 120 способов; б) 5 040 способов.
2). Сколько различных трехцветных флагов с тремя горизонтальными полосами можно получить, используя красный, синий и белый цвета?
Решение: Р3 = 3! = 6.
Ответ: 6 флагов..
3). Сколькими способами можно расставить по этапам четырёх участниц эстафеты в беге 4 х 100 м?
Решение: Р4 = 4! = 24.
Ответ: 24 способа.
4). Составьте всевозможные трёхзначные числа, в которых все цифры разные, используя лишь цифры:
а) 7, 5, 1; б) 2, 0, 9.
Решение:
а) Р3 = 3! = 6 – всего 6 чисел: 751, 715, 571, 517, 175, 157.
7 | 5 | 1 | |||
5 | 1 | 7 | 1 | 7 | 5 |
1 | 5 | 1 | 7 | 5 | 7 |
б) Р3 – Р2 = 3! – 2! = 4 – всего 4 числа: 209, 290, 902, 920.
2 | 9 | ||
0 | 9 | 0 | 2 |
9 | 0 | 2 | 0 |
5). Сколько четырёхзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 5, 7, если каждая цифра может использоваться только один раз?
Решение: Р4 = 4! = 24.
Ответ: 24 числа.
6). Учащиеся должны посетить во вторник по расписанию 5 уроков по следующим предметам: литература, алгебра, география, физкультура и биология. Сколькими способами можно составить расписание на этот день, чтобы физкультура была пятым уроком?
Решение: Р4 = 4! = 24.
Ответ: 24 способа.
7). Из цифр 2, 3, 4, 7 составлены всевозможные четырёхзначные числа (без повторения цифр). Сколько среди этих чисел таких, которые:
а) начинаются с цифры 7;
б) не начинаются с цифры 4?
Решение: а) Р3 = 3! = 6; б) Р4 – Р3 = 4! – 3! = 18.
Ответ: а) 6 чисел; б) 18 чисел.
8). Из цифр 1, 2, 0, 5, 6 составлены всевозможные пятизначные числа (без повторения цифр). Сколько среди этих чисел таких, которые:
а) кратны 4;
б) кратны 5?
Решение: а) признак делимости на 4: если две последние цифры числа делятся на 4, то и всё число делится на 4. Следовательно, кратны 4 будут числа ***12, ***16, ***20, ***56. Количество чисел, оканчивающихся на 12, 16 и 56: Р3 – Р2 = 3! – 2! = 4 (т.к. 0 не может стоять на первом месте). Количество чисел, оканчивающихся на 20: Р3 = 3! = 6. Следовательно, .
б) Кратны 5 будут числа ****0: Р4 = 4! = 24 и ****5: Р4 – Р3 = 4! – 3! = 18. Следовательно, 24 + 18 = 42.
Ответ: а) 18 чисел; б) 42 числа.
9). В автомашине 5 мест. Сколькими способами в этой автомашине могут разместиться 5 человек, если место водителя могут занять только двое из них?
Решение: Р4 + Р4 = 4! + 4! = 48.
Ответ: 48 способов.
10). Чтобы открыть сейф, нужно набрать шифр, содержащий определённую последовательность из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, и другой шифр, содержащий последовательность из букв a, b, c, d, в которых буквы и цифры не повторяются. Сколько существует комбинаций, при которых сейф НЕ открывается?
Решение: (все возможные варианты минус один вариант, с помощью которого сейф можно открыть).
Ответ: 17 279 комбинаций.
11). Сколькими способами можно расставить на полке четыре книги по алгебре и три по геометрии, причём так, чтобы все книги по алгебре (в любом порядке) стояли рядом?
Решение: .
Ответ: 576 способов.
12). Найдите сумму всех трёхзначных чисел, которые можно составить из цифр 2, 4, 6, не повторяя цифр.
Решение: Р3 = 3! = 6 – всего 6 чисел.
246 + 264 + 426 + 462 + 624 + 642 = 2 664.
Ответ: 2 664.
13). Число a = n! + 1, где , является квадратом натурального числа. Найдите наименьшее значение a, если:
а) a – двузначное число;
б) a – трёхзначное число.
Решение: а) a = 25 при n = 4; б) a = 121 при n = 5.
14). Решите уравнение:
а) х! = 5040; б) х! + (х – 1)! = 5760.
Решение:
а) х = 7; б) х = 7.