Урок по теме "Форма и язык представления информации"

Разделы: Информатика


Обоснование темы:

  • Совершенствование умений и навыков при работе с различными языками при представлении информации.
  • Применение их в новой ситуации.

Цели урока: раскрыть роль языков в передачи и получении информации.

Задачи урока:

  • Учебные: научить представлять информацию используя различные языки.
  • Развивающие: развивать умение систематизировать получаемые знания, познавательный интерес, самостоятельность.
  • Воспитательные: воспитывать пунктуальность и внимательность.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: объяснения нового материала.

Вид урока: изучение нового

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1-3 мин.)
  2. Постановка цели и задачи урока (2 мин.)
  3. Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)
  4. Объяснение нового материла (20 мин.)
  5. Первичное закрепление (10 мин.)
  6. Подведение итогов урока (3 мин.)

Материалы и оборудование для проведения урока: учебник Семакина «Информатика 8 класс», рабочая тетрадь «Информатика 8 класс», компьютеры с ОС Windows.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Здравствуйте! Все готовы к уроку? Тетрадь, учебник, ручка.

2. Постановка цели и задачи урока

Сегодня мы будем учиться представлять одну и ту же информацию различными способами.

3. Обобщение и систематизация знаний

Для начала давайте вспомним, что такое информация?
– С помощью чего человек получает информацию?
– Какие основные информационные процессы вы знаете?
– Что такое знания?
– Виды знаний?

4. Объяснение нового материала

Информацию можно представить в различной форме:

  • Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: – символьную в виде текста, чисел, специальных символов, – графическую, – табличную.
  • В виде жестов или сигналов,
  • Устной словесной.

Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе.
– Как люди передавали информацию в различные времена? (В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка.)
– Чем вы пользуетесь на уроках математики? (На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики.)
– Чем мы пользуемся на уроках музыки? (На уроках музыки главные знаки – ноты.)
– Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит.
Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.
Языки делятся на: естественные (разговорные) и формальные (научные). К естественным относятся английский, русский и т.д., к формальным языкам относится  язык алгебры, физики и т.д.
Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.
Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации.
Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.

5. Практические задания

1. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа – ре – ми – до – фа.

2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151.

3. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко, амшр.

4. Приведите различные формы представления:

а) некоторого сообщения
б) условия математической задачи.

5. Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию:

а) нахождение площади треугольника
б) призыв о помощи
в) правило дорожного движения

6. Итоги урока

1. Какие формы представления информации вы знаете?
2. Представьте информацию о погоде в различной форме?
3. С помощью чего передается информация?
4. Что такое алфавит? Что такое код, кодирование?
5. Что такое язык? На какие виды делится?
6. Где применяются естественные языки? Формальные?

Домашнее задание: придумать ребусы, которые зашифруют компьютерные термины, например: информация, компьютер, мышь и т.д.