Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов,  интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к  пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных  воспитательно-образовательных учреждениях.

Использование данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость  самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

Одним из наиболее эффективных методов формирования основ здорового образа жизни является – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Реализация проекта «Будем сильными, веселыми, смелыми, здоровыми!» позволила задействовать различные виды детской деятельности.

Проект подразумевает единение детей и взрослых,  поэтому  проект предусматривает взаимодействие всех участников дошкольного образовательного учреждения и семьи,  полноправными  участниками стали и социальные партнеры: школа № 34, музей камня, выставка народной игрушки.

Работа над проектом проходила в несколько этапов:

I этап  – проектный (поисково-теоритический)
II этап  – организационно-содержательный  (экспериментально-методический)
III этап –  итоговый  (заключительно-обобщающий)

Цели проекта: воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры,  формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Задачи проекта:

  • Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  • Формировать оптимистическое миро- и самоощущение.
  • Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
  • Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
  • Формировать у дошкольников опасных для жизни последствий своих поступков.
  • Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, футбол, ритмика)
  • Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  • Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
  • Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий между:

  • потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья
  • подрастающего поколения с другой;
  • потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и уровнем сформированности умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования: каким образом можно спроектировать и проверить эффективность модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающей успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?

На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни.

Объектом исследования выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.

Предметом исследования является педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающая успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Гипотеза исследования: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни будет  осуществляться наиболее эффективно, если:

  • использована модель взаимодействия ДОУ и семьи, основанная на идее единства воспитательного воздействия;
  • реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
  • подготовка педагогов будет носить опережающий характер;
  • разработана технология дифференцированного взаимодействия, учитывающая последовательность включения родителей в образовательный процесс ДОУ;
  • созданы определенные педагогические условия: открытость ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методам педагогической рефлексии.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  • Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблеме взаимодействия ДОУ и семьи;
  • Выявить педагогические условия организации процесса формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
  • Разработать педагогическую модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей и экспериментально проверить эффективность данной модели;
  • Разработать методические материалы по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников.

 Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

  • логический анализ психолого-педагогической и филосовской литературы
  • диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, тесты, моделирование, проектирование, анализ документации, наглядная агитация)
  • педагогический эксперимент
  • качественный и количественный анализ экспериментальных данных

Научная новизна проекта заключается в том, что:

  • Дополнено содержание понятия «основы здорового образа жизни», которое включает формирование элементарных представлений о человеческом организме, факторах поддержания и укрепления здоровья, наличие привычки здорового образа жизни, понимание значимости  собственного здоровья от состояния окружающей экологической среды.
  • Определена и экспериментально проверена модель педагогического
  • взаимодействия в формировании основ здорового образа жизни в системе «ребенок – родитель – педагог».
  • Разработана система педагогических условий успешного формирования основ здорового образа  жизни  у семей  различного уровня социализации: открытость ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методам педагогической рефлексии.

Значимость данного проекта заключается:

  • в обосновании возможности и необходимости улучшения здоровья ребенка для успешной его социализации с использованием специально разработанной модели взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни;
  • в разработке педагогической технологии формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработке диагностики, позволяющей определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
  • в переориентации педагогов и родителей на здоровый образ жизни, пополнение багажа теоретических знаний;
  • овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры;
  • приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни;
  • активное участие в оздоровительных мероприятиях;
  • в формировании адекватных представлений о собственном организме у детей дошкольного возраста, осознании  самоценности своей жизни и ценности жизни другого человека;
  • в формировании потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в поддержании здорового образа жизни другого человека;
  • привитие элементарных навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирования оптимистического миро- и самоощущения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3