Поощрение и наказание

Разделы: Работа с родителями


Цели.

  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
  2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

Вопросы для обсуждения.

  1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
  2. Значение наказания и поощрения детей в семье.

Оборудование: плакаты, листы с ситуациями, анкета для родителей, благодарности родителям, рисунки детей.

Лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой.

Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется и дозы приходится удваивать.

Родители! Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок.

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь.

Вступительное слово учителя

Уважаемые папы и мамы! Вновь на нашем собрании в гостях социальный педагог. И сегодняшнее собрание мы проведём в форме диалога. Очень часто ребёнок становится нервным, неуравновешенным из-за того, что мы неумело и порой грубо используем по отношению к своему ребёнку методы наказания и поощрения. Разрешите мне начать собрание со стихотворения “ родительское собрание на лесной полянке” Ведь так, как обращаются с ребёнком дома, то точно такого же обращения они ждут и в школе (“Родительские собрания в начальной школе”, с. 51). И сегодня мы с вами должны выяснить: надо ли наказывать детей? Ведь наказание - это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплин оказались недейственными. Для продолжения разговора мы поговорим о поощрении и наказании, попробуем совместно решить некоторые ситуации, которые могут возникнуть или уже возникли у вас в классе или дома при общении со своими детьми. Не секрет, что в некоторых семьях детей поощряют мало или совсем не поощряют. Стараются больше воздействовать на них строгостью, наказанием. По школе за 2003-2004 учебный год было выявлено 3 случая жестокого обращения родителями со своими детьми. Они пришли в школу с синяками на лице, опухшими ушами и пи осмотре выявились отёки на ногах, руках. В ходе разговора стало понятно, что их наказали: плохую учёбу, поздно пришёл с улицы. Одну девочку мать приревновала к отчиму. Конечно же семейная педагогика совершенно недвусмысленно рекомендует не оставлять без внимания ни одного проступка ребёнка. Ведь безнаказанность может привести к тому, что отдельные проступки ребёнка со временем могут превратиться в систему его поведения. Наказание оказывает воспитательное воздействие в полной мере тогда, когда оно не превращается в повседневность, когда ребёнок понимает его справедливость, когда оно соответствует проступку, когда оно своевременно. Согласитесь, за то, что ребёнок вместо 9 часов пришёл в 10 часов вечера не стоит так жестоко наказывать - синяками и шишками. Ведь есть вариант другого наказания - завтра будешь гулять на 30 минут меньше. Во всю используется “ методика ремня”. Скажите, считаете ли вы это наказание наиболее действенной формой наказания? Я считаю - нет. Конечно, разные дети по-разному реагируют на физическую расправу: у одних она вызывает справедливое чувство обиды на родителей, у других - слабых, забитых физически, развивают трусость и безответственность. У сильных – дерзость и жестокость. Но в любом случае физические наказания способствуют возникновению целого ряда отрицательных качеств: лицемерия, лживости, хитрости, подхалимства, озлобления. Макаренко говорил, что из забитых и безвольных детей вырастают слякотные и никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство. Давайте попробуем узнать какие мы с вами родители. Я предлагаю вам ответить на анкету, которая так и называется – “какой вы родитель” (проводится тест - игра).

Слово передаётся классному руководителю.

Сейчас я вам зачитаю выдержки из сочинений ребят. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить т.е. наказания, от которых они сами периодически страдают.

Если бы я была волшебником, я бы сделала так, чтобы мама не злилась, не кричала на меня. Если бы она стала бить меня ремнём, то я бы убежала из дома и стала жить в другом месте.

Если бы я была волшебником, то я бы превратила своих родителей на недельку в собак, а потом опять в людей. Я думаю, что после этого они ругали бы меня не так сильно и любили ещё больше.

Если бы я была волшебником, то сделала бы своих родителей добрыми и чтобы они меня никогда не ругали.

Если бы я была волшебником, я бы превратила маму в добрую фею и тогда бы она не стала бить меня ремнём и орать.

Вот пример: два мальчика одного и того же возраста совершили одинаковые проступки. И один и дугой нагрубили бабушке. С точки зрения житейской практики их следовало одинаково наказать. Допустим, это случилось. И одному и другому папы говорят: “Раз ты нагрубил, то, во-первых, извинись перед бабушкой, во-вторых не пойдёшь кататься на лыжах” Увы, эта форма наказания может иметь разный результат. Тот из мальчиков, который любит кататься на лыжах, действительно будет наказан. Зато тот, кто к ним равнодушен, будет чрезвычайно обрадован, он раскроет книгу, и будет читать интересный роман. Как видите, одинаковое наказание - разный результат. Наказание будет эффективным, если соблюдать ряд условий:

- не превращать в систему,

- должно быть индивидуальным,

- не наказывать на проступок, а не за поведение вообще,

- даже наказывая, не забывайте о такте и сдержанности.

Давайте рассмотрим ситуации, приготовленные для нас с вами. Вы составите небольшой инсценированный диалог на эту тему. Распределите роли и тот, у кого роль ребёнка, давайте выйдите за дверь на небольшую консультацию.

Обыгрывание ситуаций

Главный метод воспитания - это убеждение. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети становились злобными, ленивыми, мы должны с ними говорить покойно, чаще с ними общаться и приводить положительные примеры к своим словам. Рассмотрим особенности поощрений. Прежде всего, надо сказать, что эта мера не всегда даёт положительный результат. В случаях, когда ребёнок получает поощрение незаслуженно, оно теряет свою воспитательную ценность. Если ребёнок хорошо учится, трудится можно похвалить или наградить. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно даётся. А они больше всего нуждаются в поощрении, одобрении. Как поощрять? Словесно, в виде наград и подарков. Словесная благодарность, признательность – важная форма поощрения. Подарок - неправильное его использование, излишество вредит делу. Дорогие вещи сначала радуют, но потом развивают зазнайство, отчуждение сверстников и мещанские взгляды. Вот пример: бабушка всегда дарила внучке дорогие подарки. В этот день рождения приобрела книгу, чайную чашку и конфеты. Результат превзошёл все ожидания: “Книжки у нас есть, посуда тоже, а конфеты дешёвые не нужны” - и отвернулась. Подарки и поощрения должны помогать проявлению лучших качеств. Прежде всего, книги, игры, инструменты, диски, часы. Деньги - ими тоже порой поощряют, но нужно учитывать, как ребёнок к ним относится: один копит на приобретение велосипеда летом, а другой их тут же тратит на пустяки. Если ребёнок уже знает цену деньгам, что их тяжело заработать, то это уже другое дело. Если не будет карманных денег, ребёнок их возьмёт в другом месте, добудет другим путём. И здесь всё происходит от семейного воспитания.

Помните: предъявлять претензии к кому-либо мы не имеем права, только к себе.

Помните, что всё начинается с семьи.
Уметь прощать, любить и ненавидеть.
Умение сострадать и сложность жизни видеть.

Всё начинается с семьи.
И перенести боль, печаль утрат.
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь,
И только не сдаваться!
Всё начинается с семьи.

Минутка благодарности (вручение благодарственных писем родителям).

Анкета “Какой вы родитель?”

Кому не хочется получить ответ на вопрос. Именно поэтому мы предлагаем вам игру- тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете, общаясь с детьми.

Сколько раз тебе повторять - 2 балла

Посоветуйте мне, пожалуйста - 1 балл

Не знаю, что бы я без тебя делал - 1 балл

И в кого ты такой уродился - 2 балла

Какие у тебя замечательные друзья! - 1 балл

Ну, на кого ты похож - 2 балла

Я в твоё время … - 2 балла

Ты моя опора и помощник - 1 балл

Ну, что за друзья у тебя - 2 балла

О чём ты думаешь - 2 балла

Какая ты у меня умница! - 1 балл

А как ты считаешь - 1 балл

У всех дети как дети, а ты? - 2 балла

Какой ты у меня сообразительный - 1 балл

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра - лишь намёк на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов – Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит вас.

Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов - Вы не последовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-14 баллов – Ваши отношения с ребёнком необходимо изменить. Вы мало доверяете ребёнку, не поддерживаете его в трудной ситуации, больше замечаете в нём плохое, чем хорошее. Всё это способствует отчуждению, конфликтным отношениям с ребёнком и препятствует его личному росту.

Используемая литература

  1. “Родительские собрания в начальной школе”.
  2. Корнеева. “Ох, уж эти первоклашки”. - Ярославль, “Академия развития”, 1999 г.
  3. Дереклеева. “Справочник классного руководителя. 1-4 класс”. - Москва, “Вако”, 2005 г.
  4. “Настольная книга учителя начальных классов”. - Ростов-на-Дону, “Феникс”. 2002 г.
  5. Гребнева О. “Родительское собрание на лесой полянке”.