Оптимизация процесса обучения в начальной школе через ИКТ

Разделы: Информатика, Начальная школа, Классное руководство


Работаю учителем начальных классов более 20 лет, а последние 6 лет ещё и учителем информатики в начальных классах. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы. В своей педагогической деятельности я часто применяю ИКТ на различных уроках, а также во внеурочное время. Это стало возможным благодаря оборудованию моего кабинета. Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным, но и к факультативным занятиям. Путешествуя по необъятным просторам всемирной Сети, я познакомилась со многими образовательными Интернет-ресурсами, которые стала активно использовать в своей учебно-методической и внеурочной работе с младшими школьниками. Как учитель начальных классов я принимаю участие в дистанционных педагогических конкурсах, фестивалях, вебинарах, дистанционных видеокоференциях, обмениваюсь педагогическим опытом. Зарегистрировалась на сайте (http://proШколу.ru). Этот бесплатный школьный портал даёт возможность учителям всей страны общаться и бесплатно обмениваться полезной информацией и материалами, обсуждать учительские проблемы, создавая, таким образом, Сеть творческих учителей. Социальная сеть работников образования nsportal.ru предлагает педагогам создать свой мини-сайт и получить сертификат о создании сайта. На этом сайте размещаю фотографии и достижения учащихся, а родители учащихся могут просмотреть и скачать школьные фотографии своих детей. Также на этом сайте размещают свои творческие работы и мои ученики.

Большие возможности открывает Интернет для организации внеурочной работы с учащимися. Например, Центр творческих инициатив “Snail” (htpp//nic-snail.ru) предлагает учащимся и учителям раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить свои таланты и получить признание. Участвуя в дистанционных конкурсах “Интеллект-экспресс”, “Эму-эрудит” дети учатся преодолевать проблемные ситуации в жизни, а познавательная активность и творческое мышление позволяют успешнее справляться с учебным материалом в школе.

На уроках информатики ученики учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети интернет для своих рефератов, ответов на вопросы учителя, других задач. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет. Учащихся моего класса, имеющих дома выход в интернет, я объединила в известной социальной сети. Не имея возможности ходить в школу из-за болезни или по другой причине (низкая температура воздуха), ребята на сайте обмениваются домашними заданиями, сообща решают трудные задачи. Общаясь в сети со школьниками, учу их правилам письменного общения со взрослыми и со сверстниками. Нахожу интересные и познавательные видеоролики на YouTube, делаю на них ссылку в соц.сети, и после просмотра обсуждаем их с детьми на уроках, на переменах или на классных часах. С родителями учащихся поддерживаем контакт через электронную почту. Отправляю им различные анкеты и быстро получаю их обратно, делаю ссылки для родителей на интересные сайты.

За счёт Интернет-технологий увеличивается наглядность уроков окружающего мира. Для того, чтобы сделать свой урок необычным, увлекательным, я проигрываю мультимедийные файлы, показывающие солнечные затмения, извержения вулканов, цунами, развитие и рост цветка и другие природные явления, полёт человека в космос и т. д.

Работая по учебнику математики Л. Г. Петерсон, ребята часто встречаются с заданиями, где нужно решив примеры расшифровать какое-то слово. Часто это бывают слова, значение которых ребятам незнакомо. И здесь выручают поисковые системы интернета. Тот из учеников, кто быстрее справился с заданием, ищет значение слова в Yandex, Google, Rambler. Также на уроках литературного чтения организовываю поиск значения неизвестных слов. На уроках изобразительного искусства совершаем с ребятами виртуальные экскурсии по известным музеям мира.

Компания “Кирилл и Мефодий” выпустила новый проект в помощь родителям учащихся начальной школы. В занимательной форме ребята изучают новые темы и демонстрируют полученные знания, как родителям, так и учителю, посредством веб-проекта компании “Кирилл и Мефодий” - “Начальная школа”. Уроки Кирилла и Мефодия” http://nachalka.info/about/ — нового канала портала “Школьный клуб” http://www.school-club.ru/. Много материала для развития детей на детском портале “Солнышко” http://www.solnet.ee// Ребята там находят стенгазеты к различным праздникам и внеклассным мероприятиям, распечатывают, раскрашивают и газета готова; участвуют в викторинах, конкурсах рисунков. Участвуя в интернет-олимпиаде “3D” Международной Ассоциации “Родители планеты. РФ” ребята выполняют задания в кругу семьи, что сближает всех членов семьи.

С применением Интернет-технологий на уроках существенно меняется роль учителя. Теперь он не является единственным источником учебной информации. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс. Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя учебной информации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов.

В заключение хочется сказать, что ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.