В УМК «Начальная школа 21 века» по предмету
«Математика» предусмотрено программой освоение
учащимися широкого круга вопросов по
геометрии. Уроки геометрии вызывают у учащихся
стабильно высокий познавательный интерес.
Несмотря на то, что перед учителем не стоит
задача обязательного усвоения всеми учащимися
знаний по геометрии в полном объёме, можно
сказать, что ученики моего класса успешно
овладевают этим материалом.
Урок – первый по теме «Прямая» из трёх уроков.
(Тип урока – урок усвоения новых знаний.)
Математическое определение прямой для
третьеклассников сложно. Поэтому в курсе
геометрии для нас понятие «прямая» вводится без
определения. Для учащихся прямая – это
линия, которая проводится по линейке. Поскольку к
данному уроку у учащихся уже сформировано
представление о луче, я ввожу понятие о прямой,
опираясь на известный факт, что луч является
бесконечной фигурой.
Особенности урока геометрии определяют
особенности введения нового материала и
усвоения его: это происходит не ДО практической
работы учащихся, а непосредственно в процессе её.
Изучая особенности прямой как геометрической
фигуры, учащиеся, пользуясь усвоенными знаниями
о луче, осваивают зону своего ближайшего
развития, действуя вместе с учителем в едином
информационном пространстве урока.
Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях прямой как геометрической фигуры.
Планируемые результаты:
- сформировать у учащихся представление о прямой как линии, которая проводится по линейке;
- научить показывать на чертеже прямую;
- научить отличать её от других фигур;
- научить чертить прямую с помощью линейки;
- научить обозначать прямую двумя буквами латинского алфавита и читать обозначения;
- научить отмечать точки, лежащие или не лежащие на данной прямой.
Оборудование:
- Для учащихся:
- плакат с латинскими буквами;
- угольник, линейка;
- листы бумаги для черчения;
- рабочие тетради на печатной основе;
- учебник.
- Для учителя:
- на доске – таблица с зашифрованной темой урока;
- на доске – таблица с кодом для дешифровки;
- угольник;
- линейка.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2.Устный счёт
Выполняя задания, учащиеся должны расшифровать тему урока. Буквы и цифры таблиц закрыты листами бумаги. Право открыть букву принадлежит тому, кто первым назовёт пример из таблицы умножения с заданным ответом.
42 | 54 | 56 | 64 | 24 | 32 |
Я | Р | А | М | И | П |
32 | 54 | 42 | 64 | 56 | 42 |
3. Введение в тему урока. Активизация знаний учащихся
Итак, тема урока перед вами.
– Что такое прямая? Что мы уже знаем о
ней? (Она состоит из точек, не имеет начала и
конца, может служить осью симметрии какой-либо
геометрической фигуры.)
– Есть ли у вас некоторые предположения о том,
как родилась эта фантастическая особенность
прямой – её бесконечность? Откуда она
взялась? (Дети высказывают свои предположения.)
– Сейчас на ваших глазах произойдёт рождение
бесконечности прямой.
– Как называется эта фигура? (Луч ОВ)
– Что представляет собой фигура ОА? (Луч.)
– У нас получилась фигура, которую называют …
прямая. На моём рисунке прямую составляют какие
фигуры? (Лучи ОВ и ОА).
– Покажите эти лучи.
– Откуда же появилась бесконечность прямой?
Благодаря чему? (Тому, что прямую образуют лучи,
которые не имеют конца.)
– Что есть общее у этих двух лучей? (Начало.)
– В каких направлениях должны располагаться
лучи, чтобы образовать прямую? (В
противоположных.)
– Как проще всего начертить прямую, не
изображая составляющие её лучи?
Начертим с помощью линейки несколько прямых, я –
на доске, а вы – в тетради. Прямые можно проводить
в разных направлениях.
– Как правильно показать прямую?
Т.к. прямая бесконечна в обе стороны, то всю
прямую, как и луч, нельзя начертить на доске или в
тетради и показать указкой. Каждый луч имеет
начало. Вспомните, как я учила вас показывать луч
во 2 классе. Покажите луч ОВ на этом рисунке. (Учащийся
показывает, устанавливая указку в точку начала
луча и проводя по его изображению, выходя за его
рамки.)
– Спасибо. Но как же показать прямую, ведь у неё
нет начала? (Предположения детей.)
– Договоримся: начинаем движение указкой издали
(можно слева направо или справа налево); ведём
указкой по изображению прямой и далее продвигаем
её чуть дальше (показываю).
Обозначение прямой.
– У меня на доске, а у вас в тетрадях изображено
несколько прямых. Как нам отличить одну прямую от
другой? (Предположения детей.)
– Для этого прямую обозначают буквами, записывая
их над или под прямой. Буквы должны стоять ровно,
вертикально. При этом порядок чтения букв не
имеет значения: можно прочитать «прямая МА» или
«прямая АМ».
– Обозначим каждую прямую на рисунке буквами
латинского алфавита. (Для оставшихся двух
прямых учащиеся самостоятельно выбирают
названия).
Принадлежность данных точек данной прямой
– Часто в геометрии нам приходится выяснять вопрос, лежит ли данная точка на данной прямой. Рассмотрите рисунок на доске.
– Назовите точки:
- не лежащие на данной прямой;
- лежащие на данной прямой.
– Докажите, обоснуйте своё мнение. С помощью
какого инструмента мы можем доказать, что точки A
и M лежат на прямой XY? (С помощью линейки.)
– Покажите, как это делать?
4. Закрепление новых знаний
Учебник, с.37, №157.
– Прочитайте вопрос, рассмотрите рисунок.
Ответьте. Докажите своё мнение.
– Послушайте, как на этот вопрос ответил ученик 3
класса одной из московских школ: «Точки Е и С не
лежат на прямой. Вот если мы продолжим прямую, то
они будут лежать на этой прямой». Согласны ли вы с
этим ответом? Какие замечания у вас есть? Что, по
вашему мнению, не знает этот ученик? (Ответы
детей, обсуждение.)
Вывод: бессмысленно «продолжать» прямую в ту или иную сторону, т.к. прямая сама по себе бесконечна.
№158.
– Определите сначала на глаз, в каком из
заданий прямые при пересечении образуют прямой
угол. Проверьте себя при помощи угольника.
– Если при пересечении двух прямых мы обнаружили
один прямой угол, то какими в этом случае будут
три оставшихся угла? (Предположения.)
– Давайте проверим наши предположения. С помощью
какого инструмента это можно сделать? (Угольника.)
– Какой мы можем сделать вывод? Если при
пересечении двух прямых образуется один прямой
угол, то и остальные три угла будут прямыми.
– Ребята, в этом случае принято говорить, что
«прямые пересекаются под прямым углом».
Повторите эту фразу.
Задание:
1) Постройте в тетради две прямые, которые
пересекаются под прямым углом. Проверка у доски
на клеточной разлиновке. Что помогло вам
выполнить это задание? (Клеточки в тетради, т.к.
они прочерчены под прямым углом.)
2) Постройте на альбомном листе две прямые,
пересекающиеся под прямым углом. Как это надо
делать, кто может объяснить и показать на доске?
Каким чертёжным инструментом надо
воспользоваться? (Угольником.)
№159. На каких рисунках прямые пересекаются, а на
каких не пересекаются?
Объясните, почему вы так считаете. (Идёт
обсуждение возможных вариантов. Особого
внимания требует последний случай расположения
прямых, когда образуются четыре луча – для
понимания этого у учащихся должно уже
сформироваться представление о бесконечности
прямой.)
5. Подведение итогов
– Каково фантастическое свойство прямой?
– Как обозначается прямая?
– Какой инструмент нужен, чтобы изобразить две
прямые, пересекающиеся под прямым углом, на
альбомном листе?
6. Оценка работы учащихся на уроке
7. Инструктаж по домашнему заданию. Р/т №2 с.19-20 № 66-70
Необходимо отметить, что планируемые результаты урока были достигнуты. Это ясно обнаружилось на этапе закрепления ЗУН, когда полученные ЗУН необходимо было комплексно применить для выполнения заданий. У учащихся в течение всего урока наблюдался высокий познавательный интерес к занятиям, ученики высказывали свободно свои предположения, участвовали в их обсуждении, выдвигали нестандартные идеи, использовали необычные сравнения, например, сравнение изображения прямой со стежком на ткани с лицевой и изнаночной стороны. Всё это свидетельствует о том, что у учащихся сформировалось представление об особенностях прямой как геометрической фигуры, т.е. цель урока была достигнута.