Урок-исследование по теме "Н и НН в прилагательных, образованных от существительных"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Обоснование: Я выбрала форму исследования, так как полностью согласна с О.И. Горбич в том, что знания, добытые самостоятельно, через личное наблюдение, гораздо лучше усваиваются, нежели просто сообщённые знания. Метод исследования пригодится не только на этапе ознакомления с правилом; думаю, что умение анализировать и приходить к определённым выводам вообще очень важно в овладении навыками грамотного письма.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв «н» в прилагательных, образованных от существительных.
  • Формировать умение учащихся анализировать, конкретизировать, обобщать полученные знания, добывать их в процессе наблюдения за явлениями языка, рассуждать.
  • Содействовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
  • Воспитывать навыки коллективного труда, работы в содружестве.
  • Развить познавательный интерес к предмету.

Оборудование: Карточки для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер и экран, листы А3, фломастеры.

Примечание: парты расставлены так, чтобы удобно было работать в группах.

I. Повторение материала, изученного ранее

Трём группам предлагаются «кирпичики» (карточки с написанными на них и обозначенными морфемами), из которых нужно сложить слова. Могут остаться лишние кирпичики. По истечении отведённого времени нужно назвать получившиеся слова, рассказать, какое правило они иллюстрируют, и объяснить написание. Предупреждаю, что могу спросить любого члена группы.

1 группа: -мыш- (корень), -ын- (суффикс), -уч- (суффикс), -ын (окончание), -ий- (суффикс), -ий (окончание), -ый (окончание), - мог- (корень), -куниц- (корень), -заяч- (корень), -ин- (суффикс),-ий- (суффикс).

2 группа: -яуз- (корень), -ац- (суффикс), -рыб- (корень), -дерз- (корень), -к- (суффикс), -ск- (суффикс), -ие (окончание), -ий- (суффикс), -штат- (корень), -ий (окончание), -ая (окончание), -и- (суффикс), -ая (окончание), -ск- (суффикс), -к- (суффикс).

3 группа: -я- (суффикс), -ск- (суффикс), -син- (корень), -вишн- (корень), -чёрн- (корень), -ый (окончание), -ёв- (суффикс), -о, -ое (окончание), -ый (окончание), -бел- (корень), ис- (приставка), -о-, -н- (суффикс), -о-, -ев- (суффикс), -велик- (корень), -груш- (корень), -свет- (корень), -стволь- (корень), -ая (окончание).

У 1 группы должны получиться слова «мышиный», «куницын», «заячий», «могучий». Они расскажут, что первые три прилагательных притяжательные, последнее – качественное.
– Можно спросить, могут ли прилагательные «мышиный», «куницын», «заячий» относится к какому-то другому разряду?
Учащиеся должны ответить, что, например, в словосочетании «заячий тулуп» прилагательное является относительным, а в словосочетании «заячья душа» – качественным.

У 2 группы получатся слова «яузский», «рыбацкий», «дерзкая», «штатский». Ученики расскажут о правиле правописания суффиксов прилагательных -к и -ск.

У 3 группы получатся слова «чёрно-белый», «грушево-вишнёвый», «великосветский», «белоствольный». Представители группы опишут случаи дефисного и слитного написания сложных прилагательных.

II. Изучение нового материала

Учитель объявляет, что тема сегодняшнего урока – «Одна и две буквы Н в прилагательных», и отмечает, что вывести правило предстоит самим учащимся в процессе некоторых наблюдений.

А) На экране слова: соловьиный, длинный, кожаный, утренний, редакционный, гусиный, пленный, огненный, кожаный, провокационный, серебряный, туманный, соляной, пчелиный.

Задание для первой группы: выписать прилагательные с одной буквой «н», определить, от каких слов с помощью каких морфем они образованы.
Задание для второй группы: выписать прилагательные с двумя буквами «н», определить, от каких слов с помощью каких морфем они образованы.
Задание для третьей группы: разобраться, каким способом образованы слова «тюлений», «фазаний», «павлиний», «бараний».

Затем выступают представители двух первых групп и рассказывают, что они заметили в ходе наблюдений. На экране и в тетрадях появляются соответствующие записи:

Учитель: От слов какой части речи образованы все прилагательные?

Учащиеся: От существительных.

Учитель: Каких слов не хватает в заявленной мною теме? Как её правильно сформулировать?

Учащиеся: «Одна и две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных».

Делается вывод, что в прилагательных, образованных от существительных, «Н» пишется в суффиксах -ан-, -ян-, -ин-, «НН» – в суффиксах -онн-, -енн- и в прилагательных, образованных с помощью суффикса «н» от существительных с основой на «н». Вывод делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует его.

Выступают представители третьей группы и рассказывают, что предложенные им для анализа слова образованы от существительных с основой на «н», однако в них пишется одна буква «н», потому что это притяжательные прилагательные, которые образовались от существительных не с помощью суффикса «н», а с помощью суффикса «ий».

Если группа сделала неправильный вывод или затрудняется с ответом, вопрос «Почему в этих словах пишется одна «н», если они образованы от существительных с основой на «н»?» предлагается всем учащимся и они приходят к правильному выводу.

Запись в тетрадях дополняется этими словами со словообразовательным разбором:

Б) Работа с исключениями

На экране слова: румяный, пряный, синий, зелёный, юный.

Учитель: Как вы думаете, каким способом образованы эти слова?

Учащиеся высказывают свои варианты, скорее всего, школьники начнут искать существительные, от которых могли бы образоваться эти прилагательные. В ходе обсуждения класс должен прийти к выводу, что данные прилагательные не образованы от других слов, наоборот, от них образуются новые слова.
Эти слова записываются в тетрадь как исключения, написание которых нужно запомнить. К ним добавляется ещё слово свиной.

Учитель: Догадайтесь, сколько «н» пишется в прилагательных «стеклянный», «оловянный», «деревянный», «ветреный», если известно, что это исключения?

Учащиеся: (ход рассуждения должен быть примерно следующим)

– Слова «стеклянный», «оловянный», «деревянный» образованы от существительных «стекло», «олово», «дерево» с помощью суффикса «ян». По правилу должна писаться одна «н», но раз это исключение, пишется две «н».
– Слово «ветреный» образовано от существительного «ветер» с помощью суффикса «енн». По правилу должно писаться две буквы «н», поскольку это исключение, пишется одна.

Слова-исключения записываются в тетрадь рядом с соответствующими суффиксами.

В) Вывод

Учитель: Каковы опознавательные признаки орфограммы «Н и НН в прилагательных»?

Учащиеся:

1. Прилагательное должно быть образовано от существительного.
2. Суффиксы -ин-, -ан-, -ян-, если это не «стеклянный», «оловянный», «деревянный», указывают, что в прилагательном пишется одна «н».
3. Суффиксы -енн-, -онн-, если это не «ветреный», указывают, что в прилагательном пишется две «н».
4. Основа существительного, от которого образовано прилагательное, оканчивается на «н». Если при образовании прилагательного добавляется суффикс «н» - пишется две «н».

III. Закрепление

Каждой команде выдается лист А3 и три фломастера: синий, зелёный, красный. Им предлагается создать плакат, иллюстрирующий изученное правило.
Команды демонстрируют плакаты друг другу, обсуждаются их плюсы и минусы.

IV. Домашнее задание

Сделайте словообразовательный разбор слов и вставьте Н или НН.
Со..ый малыш, листве..ый, карти..ая, шерстя..ой костюм, стекля..ый стакан, лекцио..ый зал, трав..ой покров, лимо..ый сок, ветре..ый день, оси..ое жужжание, оловя..ый солдатик, глиня..ый кувшин, ю..ый спортсмен, серебря..ое кольцо, иллюстрацио..ый материал, клюкве..ый сироп, драгоце..ые камни, кож..ая куртка, лоси..ые следы.

Приложение 1

АНАЛИЗ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ». 6 КЛАСС

На изучение этой темы школьной программой отводится четыре часа. Я решила, что первый урок полностью должен быть посвящён осмыслению теории, а оставшиеся три часа станут тренинговыми занятиями по применению знаний на практике. Помимо исследования в уроке присутствуют также элементы и игровой технологии (собирание слов), и диалоговой (работа в группах).

Урок был проведён в двух шестых классах: 6 «А» и 6 «Г». Учащиеся 6 «Г» всегда живо откликаются на всё новое и необычное, проявляют большой познавательный интерес. Их сразу воодушевила необычная расстановка парт, они приготовились к активной деятельности.

Урок прошёл живо и интересно: все три группы быстро справились с заданием на повторение, ошибок не было; основная работа по анализу способа образования прилагательных также прошла успешно, даже притяжательные прилагательные были опознаны. Все основные выводы учащиеся сформулировали сами, поэтому и финальная часть работы – изготовление плакатов – не заняла много времени. Плакаты, правда, не получились идеальными: некоторые сконцентрировались на исключениях и не назвали основные суффиксы, другие, наоборот, перечислили все суффиксы, указали количество «н» в них, но не назвали исключений.

На следующем уроке все учащиеся могли рассказать правило и называли все исключения.

В 6 «А» работать было труднее. С заданием на первом этапе третья группа не справилась, видимо, не хватило словарного запаса. В обсуждении участвовали не все члены группы, до правильных выводов додумывались дольше, состав притяжательных прилагательных вызвал серьёзные затруднения, пришлось задать ряд наводящих вопросов.

К работе над плакатами учащиеся приступили неохотно: ни исключения, ни характерные суффиксы не были прописаны в полном объёме. Кто-то увлёкся иллюстрациями и правило оказалось не разъяснённым вообще. Кто-то просто раскрыл учебник и переписал правило.

Однако итоговый контроль по окончании изучения темы показал, что в обоих классах учащиеся усвоили правило приблизительно одинаково: 6 «Г» – «5» – 12, «2» – 2 (26 писавших); 6 «А» – «5» – 10, «2» – 2 (23 писавших).

Таким образом, вывод следующий: исследовательская технология максимально эффективно может быть реализована в классе, в котором учащимся нравится открывать новое, ощущать себя первопроходцами. В этом случае сильнее ответная реакция детей на всё, что происходит на уроке. Это не значит, что других детей нужно совсем лишить метода исследования, просто нужно искать такие формы применения этой технологии, которые смогут пробудить и в них жажду знаний.

Присутствовавшие на уроке наблюдатели заметили, что работу по созданию плакатов лучше проводить не на первом уроке, а позже, когда правило уже усвоено. Но мне кажется целесообразным оставить этот вид деятельности именно да данном этапе, так как, создавая плакат, учащиеся в очередной раз систематизируют произведённые наблюдения, укладывают в своём сознании правило.