Тема: "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели:

  • определить способы деятельности учащихся при организации осмысления теста;
  • создать условия для продуктивной самостоятельной работы по применению полученных теоретических знаний через отработку навыка создания мини-сочинений в соответствии с критериями, предъявляемыми к части С ЕГЭ по русскому языку;
  • организовать на этапе коррекции работу по повторению орфограмм и пунктограмм изученных ранее

Оборудование: учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2007», словари, компьютерная презентация (Приложение 2), критерии оценки задания части С ЕГЭ, иллюстративный материал, раздаточный,  распечатки текста (Приложение 1)

План

  • Организационный момент –                                                                   1 минута.
  • Проверка домашнего задания –                                                               10 минут.
  • Подготовка учащихся к усвоению новых знаний –                               10 минут.
  • Усвоение новых знаний и способов действий –                                  10 минут.
  • Первичная проверка понимания материала –                                       5 минут.
  • Обобщение и повторения орфографии, пунктуации, лексики –          5 минут.
  • Домашнее задание и комментарий к его выполнению –                      1 минута.
  • Итоги урока, выводы, комментированное выставление оценок –      1 минута.
  • Рефлексия –                                                                                               2 минуты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение учителем темы и цели урока, ознакомление с планом работы и необходимые комментарии к нему, ответы на вопросы учащихся.

2. Проверка выполнения предварительного домашнего задания (учащиеся получили текст для работы и несколько заданий к нему заранее):

  • один из учащихся выразительно читает текст Б. Бим-Бада (Приложение 1);
  • другой доказывает, что исследованный материал – текст;
  • третий аргументирует принадлежность текста к публицистическому стилю;
  • четвертый, используя словарь терминов, определяет жанр текста;
  • пятый называет 2-3 языковых средства, найденных в тексте, которые помогают автору передать собственные мысли, убедить читателя, и объясняет роль этих средств в формировании основных проблем, поднятых автором в анализируемом материале.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

– Так в чем же убедил вас автор данного текста, над чем заставил задуматься?

Возможные варианты ответов: способно ли благородство противостоять злу; почему необходимо воспитывать в человеке культуру; где и как проявляется человеческая сила и слабость; какими качествами должны обладать работники «армий спасения» и др.

– Очевидно, что текст не оставил вас равнодушными. А это и есть доказательство того, как велика сила слова, особенно слова злободневного, затрагивающего самые острые темы. Да еще если выбран публицистический стиль. Именно в таком стиле поработал ваш одноклассник, создавая устное сочинение на тему «Воздействие публицистики на читателя и слушателя». Будьте внимательны: оформив свою работы с использованием презентации, ваш товарищ дает вам возможность зафиксировать имена авторов, названия произведений, строчки, которые уже вы сможете использовать в своих работах на этапе подбора аргументов.

Прослушивание сочинения с опорой на презентацию (Приложение 2), оформление тезисов в тетрадях.

4.  Этап усвоения новых знаний и способов действий

1) опираясь на уже знакомые учащимся критерии К1 – К6 (при необходимости их можно еще раз перечитать, так как они есть на каждой парте в распечатке), анализируем устное сочинение одноклассника, высказывая конструктивную критику;

2) еще раз проходим по критериям, уже самостоятельно формулируя проблему, поднятую в тексте (проблема человеческой силы и слабости); анализируем ее соотношение с авторским названием очерка -  «Благородство и сила духа», записываем название и составляем продолжение предложения «В прочитанном тексте поднята проблема…»;

3) используя демонстрационный бланк ответов (бланк перенесен на ватман, клетки для внесения ответов перфорированы, поэтому макет используется многократно; задание можно выполнять с использованием маркерной доски), учащиеся по одному выходят к доске и комментировано выполняют задания к тексту, повторяя методику внесения ответов в бланк:

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Отряд «Центроспас» располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, что позволяет эффективно проводить аварийные работы.
2) Желающие попасть на работу в отряд «Центроспас» должны пройти психологическое тестирование.
3) Конфуций утверждал, что люди абсолютно различны по своей природе.
4) Безнравственные люди, нанося удар исподтишка, часто добиваются долговременного успеха.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 10-13 предложения подтверждают суждение, высказанное в 9 предложении текста.
2) Предложения 29-30 содержат описательный фрагмент.
3) В 15-16 предложениях текста представлено рассуждение.
4) Предложение 5 содержит иллюстрацию высказанного в предложении 4 суждения.

А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

1) 5      2) 7      3) 14    4) 27

В8. «Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как ________________(предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как ____________          (в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как _______________         (предложения 23-25) и _________  (предложения 27, 28), помогает подвести итог авторским размышлениям».

Список терминов:

1) сравнение
2) термин
3) парцелляция
4) цитирование
5) риторический вопрос;
6) эпитет
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряд однородных членов
9) гипербола

4) подбор материала к комментированию названной проблемы: работая в парах с таблицами-заготовками, учащиеся выписывают номера предложений, поддерживающих разные аспекты проблемы, а затем объясняют визуально обозначившийся «перевес в пользу силы»:

Проблема человеческой силы и слабости

СИЛА

СЛАБОСТЬ

Предложение 4
6
7
18
25
27
28
Предложение 2
15
17

Вывод формулируется и записывается в тетрадь как комментарий к сформулированной проблеме;

5) подбор материала к отображению позиции автора: обменявшись тетрадями с домашними заготовками, учащиеся находят совпадения в предположениях, выясняют, какие мысли наиболее часто встречаются, делают коллективный вывод: воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков (предложения 14, 19, 20, 21, 29); человеку необходимо не только крепкое здоровье, но и такие качества, как доброта и терпимость (предложение 5);

6) определение круга художественных произведений, в которых решается проблема человеческой силы и слабости: выслушиваются аргументированные предложения учащихся (Раскольников в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; Пьер, Андрей, Наташа и другие герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова и т.д.).

5. Этап первичной проверки понимания текста и практики применения знаний: учащимся предлагается самостоятельно сформулировать и записать второй аргумент (пример из истории, культуры, личного опыта), озвучить его и провести самоанализ соответствия аргумента записанному ранее коллективному тексту сочинения.

6. Этап обобщения и повторения орфографии, пунктуации, лексики:

– Какие лексические особенности текста вы увидели?
– Какие характерные синтаксические приемы отметили? (предложения 3, 6, 10, 13, 15, 18, 19, 21, 24, 29, 30)
– За счет чего производится эмоциональное воздействие на читателя?
– Составьте словарный диктант на основе текста Б. Бим-Бада, выписав слова с орфограммой: 1 ряд – «Непроверяемые гласные и согласные в корне»; 2 ряд – «Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»; 3 ряд – «Правописание сложных слов»; затем представитель («учитель) от каждого ряда диктует подобранные слова учащимся другого ряда (по принципу колеса, т.о. каждый ряд пишет два диктанта), затем проводится самопроверка по тексту или взаимопроверка.

7. Домашнее задание: взяв за образец сочинение, созданное по тексту Б. Бим-Бада на уроке, написать собственное, заменив шаблонные фразы синонимичными, подобрав собственные аргументы.

8. Итоги урока, выводы, комментированное выставление оценок за работу, рекомендации по дальнейшему совершенствованию приемов работы над заданием части С ЕГЭ.

9. Рефлексия: закончи предложение (на заранее розданных листах, которые собирает учитель): «Я без проблем справлюсь (не справлюсь) ___________________________, потому что ________________________________________».