Сочинение-рассужение по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель урока: обучение сочинению - рассуждению по данному тексту.

Задачи урока:

  • Образовательные – закрепление умения анализировать текст художественного стиля речи, выделять ключевые слова, определять тему текста, формулировать проблему, комментировать текст, выявлять авторскую позицию.
  • Развивающие – развитие навыков литературоведческого анализа текста, формирование представлений о роли и значении искусства в жизни человека;
  • Воспитательные – воспитание таких нравственных качеств человека, как совесть, честь, внутренней потребности в духовной стороне жизни.

Оборудование: презентация к уроку, композиционная схема сочинения, текст отрывка из рассказа К.Г.Паустовского “Старый повар”, музыкальный фрагмент симфонии Моцарта № 41 (Andante cantable).

Ход урока

1. Сообщение цели и задач урока.

2. Чтение рассказа К.Г.Паустовского “Старый повар”. Приложение 3

Чтение прерывается в тот момент, когда незнакомец – Вольфганг Амадей Моцарт – играет на клавесине. В это время звучит фрагмент из симфонии Моцарта. По окончании музыки учитель завершает чтение рассказа. На экране портрет Моцарта.

3. Смотрим композиционную схему сочинения.

Первый этап работы: сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Учитель. Чтобы сформулировать проблему, необходимо понять содержание текста. Попытаемся это сделать.

– Каков жанр этого произведения? (Рассказ.)

– К какому типу речи можно отнести этот текст? (Повествование.)

– Определите стиль текста. (Художественный.)

– Какова тема текста? О чем данный текст? Как определить тему текста? (Найти ключевые слова.)

– Попробуйте найти ключевые слова. (Совесть, подвиг любви, последняя воля, власть искусства.)

– А теперь попробуем сформулировать тезисы. О чем это рассказ? Смотрим на ключевые слова. (О совести, которая мучает человека, совершившего кражу; об истинной любви, о власти искусства над человеком, его влиянии на человека.)

Наша задача – сформулировать проблему. Проблема – это вопрос, который автор ставит перед собой и читателем.

– Определите, сколько микротем в тексте? Одна микротема может включать несколько абзацев. (Две микротемы: первые шесть абзацев – первая микротема, седьмой и восьмой абзацы – вторая.)

Сформулируйте вопрос к первой микротеме.

Может ли человек поступиться своей совестью ради спасения своих близких?

– Есть ли в тексте ответ на этот вопрос?

Цель кражи, совершенной стариком, не корысть, а спасение больной жены. Возможности раздобыть деньги иным путем у старого повара не было. Но, тем не менее, совершенный поступок тяжелым грузом лежал всю жизнь на душе честного человека.

Итак, автор рассматривает проблему совести.

Сформулируйте вопрос ко второй микротеме.

Действительно ли искусство обладает силой, способной вернуть прошлое человеку, сделать счастливым умирающего, воскресить черты любимой женщины?

Да. Старик умирает счастливым: с его души снят камень, он снова смог увидеть свою Марту, почувствовать себя молодым, ощутить дыхание весны.

Запишите формулировку проблемы, используя речевые клише.

(У каждого учащегося на столе рабочие материалы к уроку с композиционной схемой сочинения и речевыми клише к каждой его части.)

Проблема (какая?) – сложная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, неразрешимая…

Проблема (чего?) – совести, влияния искусства на человека.

Типовые конструкции:

К.Г.Паустовский предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Текст К.Г.Паустовского заставил меня задуматься над проблемой… (см. рабочие материалы) Приложение 2

Второй этап. Прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Теперь вам следует определиться с выбором проблемы и прокомментировать ее.

– Объясните лексическое значение слова комментарий.

Комментарий – пояснения, разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту; рассуждения, критические замечания о чем-нибудь.

Выбираем текстовый комментарий художественного текста.

Обращаю внимание учащихся на речевые клише.

Автор заставляет читателя задуматься (над чем?)…

Проблема раскрывается автором на примере…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В размышлениях автора звучит мысль…

Автор искренне восхищен (огорчен) (чем?)…

Автор сочувствует своему герою…

Писатель убежден в том, что…

Работа в группах.

Учащиеся делятся на две группы и пишут комментарии по двум разным проблемам, намеченным в тексте. Каждая группа выступает со своим комментарием. Анализируем один из них.

Рассказывая историю старого повара, автор заставляет читателя задуматься о том, как важно сохранить свою совесть и честь, как тяжело бывает человеку всю жизнь носить груз вины перед теми, кого он обманул. Вот и старый повар, кристально честный человек, не мог больше вспоминать о краже, совершенной им много лет назад, скрывать это от дочери. Искренне сочувствуя своему герою, писатель волшебным образом разрешает трагическую ситуацию. Не случайно в доме старика появляется Моцарт, который не только причащает повара, отпускает ему грех, но и своей удивительной музыкой, силой искусства возвращает навсегда утраченное – образ любимой Марты. Автор восхищен честностью и благородством старого повара и все же он пытается предостеречь читателя от поступков, за которые всю жизнь будет мучить совесть

Вторая группа комментирует проблему влияния искусства на человека.

К.Г.Паустовский пишет о великой силе искусства, которое способно совершать чудеса, об огромных возможностях, таящихся в музыке. На примере истории старого повара автор показывает, как искусство великого мастера помогло умирающему осуществить самое заветное желание – увидеть зримый образ любимой жены, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя счастливым, как много лет назад. Писателю удалось и нас, читателей, околдовать волшебством музыки Моцарта и убедить во всепобеждающей власти истинного искусства. Он убежден в том, что искусство очищает и духовно возвышает человека.

Третий этап работы. Выявление и формулировка позиции автора.

Особенность текста художественного стиля в том, что авторская позиция, как правило, не выражена явно. Мы не найдем здесь прямых ответов на поставленные вопросы. Она в подтексте, в поступках героев, развитии сюжета или неожиданной развязке, в изменениях настроения в начале и конце произведения. Достаточно проследить, как меняется настроение старого повара в финале текста.

Снова возможна групповая работа . Каждая группа выявляет авторскую позицию по выбранной ранее проблеме.

  1. В тексте нет четко выраженной позиции автора, но она очевидна. К.Г.Паустовский сочувствует старому повару, но дает читателю понять, что самый страшный судья – наша совесть.
  2. Автор понимает, что не все и не всегда можно выразить словами и тогда на помощь приходит музыка, особенно если ее исполняет великий мастер. Она утешила бедного старика, принесла ему облегчение. Бесспорно, писатель уверен в волшебной силе настоящего искусства.

Четвертый этап. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора, согласившись или не согласившись с ним, аргументируйте его.

Выбираем проблему влияния искусства на человека.

Вопросы, помогающие аргументировать собственную позицию.

  1. Насколько актуален разговор о влиянии искусства на человека? Насколько он необходим?
  2. Помогает ли вам соприкосновение с искусством, общение с людьми искусства? Открывает ли это общение что-то новое в окружающем мире, в вас самих?
  3. Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием произведений искусства вы ощутили себя счастливыми ?
  4. В каких произведениях литературы герои испытали на себе положительное влияние искусства?

Задание:

Прочитайте финал рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.

Что поняла Вера Николаевна Шеина, прочитав письмо Желткова и прослушав по его просьбе вторую сонату Бетховена?

Прочитайте эпизод из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, когда Николай Ростов, проиграв немалые деньги, испытывая угрызения совести, возвращается домой в удрученном состоянии. Но уже через несколько минут, завороженный пеним Наташи, счастливый от того, что удалось взять ноту, недоступную ему ранее, он совершенно меняется.

Могут ли эти примеры аргументировать вашу точку зрения?

Презентация.

Приложение 2. Рабочие материалы к уроку.

Приложение 3. Старый повар (рассказ).